Перераспределение имущества между уровнями власти необходимо, чтобы в полной мере заработали федеральные законы, устанавливающие принципы организации органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъектов РФ. О том, как в Ленинградской области идет процесс разграничения имущественных прав рассказал председатель областного КУГИ Александр Дрозденко на пресс-конференции, организованной информационным агентством «Росбалт».
Разграничения по форме и содержанию
Порядок перераспределения имущества регулируется Федеральным законом № 122-ФЗ, принятым в августе 2004 года. Однако до сих пор процесс передачи федеральных и муниципальных объектов в собственность субъектов РФ не завершен.
По словам г-на Дрозденко, в настоящее время в ведение правительства Ленобласти полностью передано имущество всех 47 областных ПТУ, а также – сельские леса. Сейчас осуществляется перевод социальных объектов (школ, больниц и др.) муниципальным советам.
Основная проблема, с которой сталкиваются власти при передаче друг другу недвижимости, – это отсутствие должной регистрации. В ряде случаев на объекты, внесенные в реестр имущества муниципальных образований, отсутствует необходимая документация. Кроме того, федеральным законодательством не предусмотрен порядок передачи собственности между муниципалитетами первого (города, села) и второго (районы субъекта РФ) уровней. Для решения этой проблемы правительство Ленобласти подготовило распоряжение о временной схеме разграничения объектов между местными органами власти. До утверждения соответствующего документа на федеральном уровне раздел имущества между образованиями первого и второго уровней будет происходить на основании приемо-передаточных актов.
Другой проблемой, мешающей процессу разграничения собственности, является отсутствие четких границ населенных пунктов. Как отметил г-н Дрозденко, за последние десять лет необходимая работа не проводилась, поэтому фактические границы городов и деревень в ряде случаев сильно отличаются от утвержденных на бумаге. В такой ситуации вполне возможно, что имущество, находящееся на территории муниципального образования первого уровня, будет передано властям второго.
Земля не терпит суеты
Особое внимание областной КУГИ уделяет переходу права управления земельными участками. Так, администрация региона решила ограничить полномочия муниципальных властей в отношении сделок по приватизации земли. В начале февраля этого года областной парламент утвердил закон №7-ОЗ, который установил полномочия органов госвласти и местного самоуправления Ленобласти по предоставлению участков до разграничения права собственности на землю. Согласно этому документу муниципалитеты первого уровня наделяются полномочиями по управлению участками площадью не более 3 га в границах населенных пунктов. Образования второго эшелона имеют право распоряжаться лесами, полями и другими территориями за пределами населенных пунктов. Однако площадь земли, по судьбе которой они могут принимать решение, также не должна превышать 3 га. Управлением более крупных участков займется администрация субъекта в лице областного КУГИ.
Областная власть позаботилась и о том, чтобы руководство муниципалитетов не могло использовать при распоряжении землей «обходные» схемы. Так, не будет зарегистрирована сделка приобретения у муниципалитета одной компанией или аффилированной с ней структурой смежных участков общей площадью более 3 га.
При передаче функций управления будут сохранены условия выкупа земли. Предприятия смогут продолжить приватизировать участки в границах своих производств по льготной цене (10 ежегодных ставок земельного налога). Решения о выкупе будет принимать тот же орган, который подписывал решение о приватизации предприятия (муниципальные образования первого или второго уровня). В остальных случаях вопросы выкупа земель решаются на уровне администрации Ленобласти. Кроме того, в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что участки, находящиеся в аренде более трех лет, могут быть приватизированы занимающим их лицом по рыночной цене. Таким образом, перераспределение полномочий не приведет к проблемам при выкупе земли.
КАД в особом положении
В связи с разграничением права собственности на землю особый интерес представляет судьба участков вокруг кольцевой автодороги. Как отметил Александр Дрозденко, процесс инвентаризации наиболее ценных территорий в зоне КАД был завершен еще в начале 2003 года. «В 2001-2002 годах осуществлялся бесконтрольный процесс замены прав бессрочного пользования и аренды на паевое владение участками в районе кольцевой. Процедуру можно было осуществить на уровне муниципального образования», – заявил г-н Дрозденко. По его словам, в основном речь идет о землях сельскохозяйственного назначения. При этом изменить их категорию на земли поселений будет не так-то просто. Этот процесс регулируется областным законом «О порядке перевода земель из одной категории в другую». Чтобы собрать необходимое количество документов, инвестору необходимо проделать немалую работу. Об этом свидетельствует и статистика: с января текущего года КУГИ изменил категорию всего 11 участков.