Две из четырех подпрограмм федеральной программы «Жилище», новую редакцию которой одобрило в целом Правительство РФ в декабре, посвящены коммунальной инфраструктуре. Одна говорит о модернизации старых объектов, другая – об обеспечении этой самой инфраструктурой земельных участков, предназначенных для нового жилищного строительства. Преамбулы обеих подпрограмм констатируют давно известные печальные факты: состояние имеющихся объектов «коммуналки» – ниже некуда, а период «точечной застройки» повсеместно завершается.

В целом по России, по состоянию на 1 января 2005 года, физический износ котельных составлял 54,5%, коммунальных сетей водопровода – 65%, канализации – 62,5%, тепловых сетей – 62,8%. Немногим лучше выглядят цифры по электрическим сетям, водопроводным насосным станциям, очистным сооружениям водопровода, канализации и трансформаторным подстанциям.

Фактический объем инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных средств в последние годы не соответствовал даже минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Как результат – лавинообразное накапливание «недоремонта» и падение надежности объектов коммунальной инфраструктуры. Вывод: «необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры».

Причины, определяющие недостаточный объем предложения земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, лежат в другой плоскости. Прежде всего отмечается высокий уровень монополизации и административного вмешательства на рынке жилищного строительства. Реализация пакета законов о доступном жилье без серьезных вливаний со стороны федерального бюджета невозможна.

Осталось добиться того, чтобы вложенные средства не вылетели в коммунальную трубу. Правительство утверждает, что соответствующий механизм уже разработан. Однако пока информации для анализа не представляет. Видны лишь контуры. Будем ждать описания деталей механизма.  

Текст: Игорь Воронин