Информация на сайте горзаказа о закупке техники размещена от имени одного из структурных подразделений КБДХ - СПб ГУ «Центр комплексного благоустройства» (ЦКБ). В сообщении говорится, что в течение 2010 года на средства бюджета в объеме 4,98255 млрд рублей будет приобретено 673 единицы техники для строительства, ремонта и уборки дорог. В том числе самосвалы, погрузчики, комбинированные и универсальные дорожные машины, подметально-уборочные тротуарные машины и т.д. Вся закупка разбита на 12 лотов. Вскрытие заявок с предложениями намечено на 4 мая, сам аукцион должен состояться 6 мая 2010 года.
Экс-глава петербургской Контрольно-счетной палаты (в 2000-2001 годах), а ныне – эксперт местной парламентской фракции КПРФ по бюджету Герман Шаляпин сегодня на заседании комиссии Законодательного собрания по транспортному комплексу заявил: «Денег на это в бюджете нет. Откуда КБДХ их возьмет – неясно. На что рассчитан этот аукцион – не понятно. Может, на то, что в условиях кризиса найдутся некие поставщики, которые готовы будут в этом году предоставить городу технику фактически бесплатно и подождать, когда эти деньги в бюджете появятся. А если они не знают, что этих денег нет, поставят технику, а им скажут, что расплатиться с ними не смогут?»
Заместитель председателя КБДХ Андрей Подобед, как оказалось, об аукционе не знал. «Вы что-то путаете, это только в планах, официального объявления аукциона быть не могло. Я выясню, откуда такая информация», - уверял он членов комиссии. Однако ее председатель депутат Игорь Риммер тянуть с выяснениям не стал и попросил сотрудников своего аппарата срочно заглянуть на сайт горзаказа. Спор выиграл Шаляпин. «Я ничего не могу сказать, буду выяснять», - развел руками Андрей Подобед.
Глава ЦКБ Сергей Булах сегодня на телефонные звонки не отвечал. А ответственный в этой структуре за торги начальник отдела государственного заказа Петр Слепнев, как неизменно сообщали в ответ «БН.ру» сотрудники ЦКБ, «вышел». В течение дня связаться с ним не удалось. Поэтому как информация об аукционе оказалась на сайте горзаказа, пока остается загадкой.
Историческая проблема
Между тем, денег у КБДХ, по словам Андрея Подобеда, в этом году не хватает не только на закупку техники, но и на выполнение даже минимально необходимых ремонтных работ улично-дорожной сети (УДС). Поэтому КБДХ обратился к парламенту с просьбой весенними поправками в бюджет увеличить финансирование ремонта на 4 млрд рублей.
«Конечно, состояние наших дорог как минимум неважное. Но мы должны понимать, куда пойдут эти деньги, успеете ли вы провести все конкурсы на ремонт вовремя или опять будете класть асфальт на снег. А то вон только недавно делали проспект Тореза, а теперь там не дорога, а сплошная колея!» - возмутился Игорь Риммер.
«Это проблема историческая, - парировал Подобед. – В 1960-е годы, когда строилось большинство дорог в Ленинграде, главное было - сделать это быстро. А потому получилось не очень качественно. К тому же рассчитано дорожное основание почти всех наших улиц не на современные автопотоки и грузоподъемность, а на нормативы советских времен. Чтобы исправить это, нужно перекрывать движение и полностью перекладывать дорожное основание. Мы этого себе позволить пока не можем. В ближайшие дни мы объявим конкурсы на ремонт дорог на 1,186 млрд рублей. Но этого крайне мало. Для того, чтобы привести в относительный порядок хотя бы те 10% городских дорог, которые в обязательном порядке требуют ремонта, нужно ежегодно 5-7 млрд рублей – это примерно на 5 млн кв. м полотна. Если же говорить о приведении всех петербургских дорог в нормативное состояние, то на это нужно как минимум 18 млрд рублей», - заявил Подобед. Он пояснил, что 36% улиц Петербурга этим нормам не соответствуют, а около 5% не ремонтировались с 1960-х годов. Денег на дороги никогда не выделяется столько, сколько нужно, посетовал чиновник.
«Именно поэтому вы каждый год ремонтируете и так вполне приличную Шпалерную улицу?» - съязвил Игорь Риммер. Но Подобед не растерялся: «Есть магистрали, которые имеют особое значение для города – это его лицо! - и перешел в наступление. - Зато посмотрите: Невский проспект десять лет без ремонта простоял. А почему? Потому что сделано было на совесть! Основание дороги полностью переложили». Риммеру возразить было нечего, и замглавы КБДХ продолжил.
Недофинансирование – не единственная проблема городских дорог. Пожаловался Андрей Подобед и на ненормативную эксплуатацию магистралей: «С тех пор как на территории города сделали таможенные посты, некоторые улицы – например, Софийская, Московский, Витебский проспекты – превратились в отстойники для машин, ожидающих очереди на растаможку. Кроме того, они ездят и по других улицам, разбивая их, а денег за это городу не платят».
К слову, сами грузоперевозчики тоже не в восторге от эксперимента по таможенному оформлению товаров в непосредственном приближении к пунктам пропуска. «Из-за того, что сначала было принято решение, процесс идет уже два года, а создавать необходимую для этого инфраструктур стали только после его начала, сейчас мы получили жуткие скопления грузового автотранспорта на основных федеральных трассах. Они ждут таможенного оформления. Товары портятся», - говорит заместитель начальника петербургского представительства Ассоциации международных перевозчиков Константин Шаршаков. Но дополнительно платить за пользование дорогами считает неправильным.
Еще одна головная боль для КБДХ – 94-й федеральный закон о горзаказе. Он был принят в 2005 году и с тех пор беспрестанно подвергается критике. В основном за то, что главный критерий отбора в торгах по горзаказу, в частности, в дорожном строительстве – цена контракта. Кто предложит меньше, тот и выиграет. «Когда компании откровенно демпингуют, снижая цену на 40%, то понятно, что качества от такой работы ждать не стоит. Им приходится использовать материалы очень низкого качества, работают неквалифицированные рабочие, которые буквально утаптывают асфальт ногами», - заявил Андрей Подобед.
Однако Герман Шаляпин не согласен: «Чтобы защититься от демпинга, нужно в конкурсной документации тщательно прописывать, какого именно качества должны быть используемые материалы, рабочая сила, техника. И требовать строго соблюдения этих условий».
И Смольный, и ЗакС уже не раз заявляли, что готовят свои поправки в 94-й ФЗ, надеясь изменить условия проведения торгов. Нынешней весной об этом в очередной раз сообщил глава ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода вокруг Петербурга» Вячеслав Петушенко. Но пока соответствующие законопроекты от Петербурга в Госдуму РФ не поступали.
«Мы в этом году проведем обследование материалов, которые пойдут на ремонт и строительство дорог, и будет следить, чтобы они были надлежащего качества. Но пока мы не сможем всерьез заняться дорожным основанием, чтобы привести все петербургские улицы в нормативное состояние, придется постоянно латать их текущим ремонтом», - резюмировал Андрей Подобед.

Текст: Ольга Мягченко