Теперь, в ближайшие 2-3 года, по мере обновления модельного ряда, налогоплательщики смогут наблюдать сокращение доли доселе считавшихся недорогими и надёжными автомобилей марки «Мерседес-Бенц» в гаражах ряда федеральных ведомств и мэрий российских городов – вероятно, в пользу автомобилей тех марок, сборка которых осуществляется независимыми российскими предприятиями. Взяток от концерна Daimler AG больше не будет.
Бухгалтерские итоги более чем десятилетней практики концерна Daimler AG по стимулированию продаж «ненадлежащими платежами» в странах третьего мира (и РФ) просты и понятны. Справа («по кредиту» – где у бухгалтеров принято писать выручку и прибыль) – 200 сделок в 22 государствах по продаже 6 300 единиц коммерческого и 500 единиц пассажирского транспорта, принесшие концерну $1,9 млрд, включая $90 млн. По дебету (на левой стороне, расходов и убытков) – $91,4 млн выплат по иску Комиссии США по ценным бумагам и биржам плюс $93,6 млн штрафа за прекращение уголовного преследования Министерством юстиции США. Финансовый результат – прямые убытки на $95 млн [= 90 – (91,4 + 93,6)]. Неэффективно, и это – вместе с куда более печальными перспективами на случай повторных нарушений, назначением испытательного срока и независимого наблюдателя по соблюдению законодательства на три года, а также обязательством о внедрении и поддержании эффективных процедур внутреннего контроля и аудита – позволяет с уверенностью утверждать, что рациональные немцы сделают правильные выводы.
Отметим, что из общей суммы штрафа в уже упомянутые $93,6 млн, $27,26 млн (29%) приходится на российскую «дочку» концерна, ЗАО «Мерседес-Бенц РУС», признавшую себя в американском суде виновной в нарушении положений антикоррупционного законодательства. В отличие от ванкуверской Олимпиады, в этом соревновании россияне заняли почётное второе место в общем зачёте, уступив лишь немецкому финансовому подразделению концерна.
В то время как российская пресса обсудила новость в фоновом режиме, уделив основное внимание пересказу сомнительных догадок о вовлечённых ведомствах и мэриях, а российские правоохранительные и прочие госорганы впали в летаргическую задумчивость на предмет оптимальной формы реакции на заокеанские вести (вероятно, в диапазоне от «без комментариев» до «проверка проведена, факты не подтвердились»), закономерный вопрос о том, по какой причине германский концерн и его российское дочернее предприятие наказаны в США за дачу взяток российским же чиновникам, остался без ответа. Между тем, ответ наглядно объясняет и то, как можно (и нужно?) эффективно бороться с коррупцией, и то, в чьих интересах такая борьба ведётся за океаном.
С 1993 г. ценные бумаги концерна Daimler AG обращаются на фондовых рынках (биржах) США. Вопреки всеобщему убеждению россиян в том, что биржевая торговля – это форма вознаграждения владеющих инсайдерской информацией менеджеров полугосударственных корпораций за счёт необразованных лошков, – в нормальной экономике фондовые рынки служат для привлечения корпорациями (эмитентами ценных бумаг) денежных средств инвесторов.
Разумеется, инвесторы, выступающие в этих нормальных экономиках, которые, по причудливому совпадению, являются, как правило, ещё и нормальными демократиями по своему политическому устройству, одновременно избирателями и налогоплательщиками, предпочитают, чтобы нанятое ими (не будем отвлекаться на этот парадоксальный взгляд на взаимоотношение государства и общества) государство обеспечивало сохранность тех самых инвестиций. Поэтому, разместив свои ценные бумаги на североамериканских биржах, концерн Daimler AG наряду со всеми остальными участниками фондового рынка оказался субъектом соответствующего правового регулирования. Или, иными словами, обязался соблюдать соответствующее законодательство США и, в числе прочего, Закон США о борьбе с практикой коррупции за рубежом и Закон США о ценных бумагах и биржах.
Указанные законодательные акты содержат прямой запрет на осуществление эмитентами ценных бумаг, обращающихся на фондовых рынках США, прямых или опосредованных (через третьих лиц) выплат в пользу иностранных должностных лиц, политических партий и партийных функционеров, кандидатов на государственные посты, с целью оказания влияния/ склонения к использованию своего влияния на иностранное правительство или его органы с тем, чтобы оказать содействие такому эмитенту в целях завязывания или сохранения деловых отношений в интересах какого-либо лица или с каким-либо лицом, или же для предоставления какому-либо лицу возможностей для совершения выгодных деловых операций.
Смысл изрядно сокращенной цитируемой нормы закона сводится к одному: подкуп в коммерческих целях иностранных должностных лиц эмитентами ценных бумаг, обращающихся на фондовых рынках США, запрещён. Логика законодателя проста: США не могут запретить иностранным чиновникам брать взятки, но могут максимально ограничить возможность выплаты взяток компаниями, привлекающими средства американских инвесторов (как, впрочем, и иностранных инвесторов, действующих на фондовых рынках США), избавив, таким образом, инвесторов от рисков, связанных с возможными негативными последствиями стимулирования зарубежного бизнеса взятками.
Кроме того, то же законодательство требует от эмитентов ведения достоверного бухгалтерского учёта и составления достоверной же отчётности, разработки и поддержания системы управленческого учёта и контроля, обеспечивающей, в конечном итоге, сохранность активов эмитента – а значит, и инвестирующих в ценные бумаги эмитента участников североамериканского фондового рынка.
Отсюда и парадоксальная, на первый взгляд, фабула обвинения в отношении немецкого концерна, содержащая обвинения не только в коррупционных платежах иностранным чиновникам, но и в сокрытии (с использованием эвфемизмов типа «комиссионные», «консультационные платежи» и проч.) истинной природы таких платежей в бухгалтерской и управленческой отчетности, не позволяющей инвесторам и иным пользователям отчётности получить достоверную информацию относительно таких платежей. А также в отсутствии должной системы контроля, позволяющей вскрыть подобные коррупционные практики – в интересах всё тех же инвесторов.
Концерн Daimler AG свои уроки из этой истории, по всей видимости, извлёк. Какие уроки извлечёт из неё российская власть и все мы – будет видно через пару лет. Не в судах – на дорогах.