К такому решению Валентина Ивановна Матвиенко пришла в ходе заседания Совета, состоявшегося 2 декабря. На заседании рассмотрели ряд объектов, построенных в Петербурге за последние пять лет, и оценили их с точки зрения качества архитектурного решения, «сообразности с исторической застройкой» и влияния на эстетику окружения. Жесткой критике были подвергнуты здания на Владимирском проспекте, 21, Почтамтской улице, 4, на Малоохтинском, 12-14, и многие другие. Проекты большинства из них были согласованы до весны 2004 года, когда вступил в силу градостроительный высотный регламент. Впрочем, нарушения имели место и позднее.

Иногда строители согласовывают проект с одними параметрами по высоте и ширине, а возводят объект совсем других размеров. Например, эскизы здания на Владимирском не вызывали замечаний. Однако в результате на проспекте появилась громада, превосходящая по высоте основную архитектурную доминанту – Владимирский собор. На вопрос губернатора, как такое может быть допущено, заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Алексей Комлев ответил, что не все проекты предоставляются на рассмотрение Совета. В связи с этим Валентина Матвиенко пообещала, что отныне мнение Совета будет основным при принятии окончательного решения о возможности строительства. Кроме того, она поручила Комитету по градостроительству и архитектуре проводить регулярный надзор за реализацией проектов. «При обнаружении несоответствий стройки будут останавливаться», - сказала губернатор.

Исполнение данного решения вряд ли вызовет сочувствие строителей. Например, зданием, «негативно повлиявшим на окружение», на заседании был признан гранитно-стеклянный торговый комплекс на Казанской, 3. По этому поводу президент «Корпорации С» Василий Сопромадзе сказал: «Через пятьдесят лет это строение само станет предметом охраны. Если бы в XIX веке строителям вставляли палки в колеса, то нечего было бы сегодня охранять».

Так или иначе, но приходится признать, что воплощать строительные новации в исторической части города в следующем году станет еще труднее.

Текст: Вячеслав Березниченко