Комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП) подвел итоги конкурса на перевозку пассажиров водным такси, который был объявлен 16 февраля этого года. Как сообщили в пресс-службе КТТП, конкурсная комиссия под руководством вице-губернатора Петербурга Юрия Молчанова определила следующих победителей. По маршруту №1 «Пригородная линия» («Кронштадт» - Невская губа - «Ломоносов») - ОАО «Северо-Западное пароходство». По маршруту №2 «Кронштадтская линия» («Арсенальная набережная» - река Большая Нева - «Эрмитаж» - Невская губа - «Кронштадт») - ООО «Водоходъ-Санкт-Петербург». По маршруту №3 «Приморская линия» - ООО «МБС». По маршруту №4 «Центральная линия» - ООО «Интер яхт сервис».

Водное такси начнет работу в мае, с открытием навигации. Стоимость проезда на «Пригородной линии» - 39 рублей, на «Кронштадтской» - 96 рублей, на «Приморской» и «Центральной» - по 50 рублей.
Это первые четыре из 16 водных маршрутов, утвержденных постановлением правительства Петербурга от 14 декабря 2009 года. Они были выбраны в качестве пилотных. Полная информация обо всей программе приведена на сайте КТТП. Остальные 12 линий КТТП обещает разыграть в 2011 году. Кроме того, председатель комитета Николай Асаул не исключает, что если услуги водных «маршруток» будут пользоваться большим спросом, то будет организовано и такси по вызову, а также разработаны новые маршруты.
«Это ложь!»
Участники рынка водных перевозок еще до объявления конкурса предположили, что его условия «заточены» под определенные компании. Например, они утверждали, что в расчетах КТТП стоимость расходов на топливо для такси занижена в десять раз, места остановок по ходу маршрутов продуманы плохо, соблюсти расписание такси вряд ли удастся, а значит, пользоваться спросом оно не будет и т.д.
Теперь бизнесмены реагируют на результаты торгов примерно одинаково: «Так я и знал». Правда, не все из тех, кто в феврале на презентации КТТП новых маршрутов делился с «БН.ру» своими мнениями насчет будущего конкурса, согласились авторизованно оценить его итоги. «Я и раньше говорил, и теперь скажу: конкурсная документация составлена под конкретные компании, у которых уже есть и суда, и персонал для работы на них, и другие условия, чтобы обеспечить заявленный уровень рентабельности, - убежден руководитель одной из компаний. - Например, одно из его условий - наличие достаточного парка судов или хотя бы проплаченного задатка на их покупку. Ни один здравомыслящий бизнесмен не станет тратить 36 млн рублей для покупки девяти катеров на Центральную линию, не имея гарантии на выигрыш. Значит, такая гарантия была. Кроме того, теперь победителю завод-изготовитель должен предоставить буквально за месяц весь заказ - это не так-то просто, если не иметь четкой предварительной договоренности».
Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга (АВПС) Евгений Зубарев от комментариев по поводу конкурса отказался, заявив лишь, что «о результатах знал заранее», но «не уверен, что они их получат», имея в виду победителей и выигранные ими маршруты. Объяснением этого лаконичного ответа в некотором смысле может послужить мнение президента компании «Матиссов остров» Александра Смольникова: «Все было решено заранее, еще до конкурса. Нашу заявку не приняли, а членам ассоциации (АВПС, куда входит также и «Матиссов остров». – «БН.ру») не разрешили даже наблюдать за проведением конкурса. Если два первые победителя известные в городе компании, то «МБС» и «Интер яхт сервис» никто не знает. Они даже не имеют лицензии на перевозки - то есть не выполнили одно из основных условий конкурса».
«Интер яхт сервис» - дилер по продвижению продукции нижегородского завода EK Marine, который производит катера Hitek, рекомендованные КТТП для закупки на маршруты водного такси. Еще до объявления конкурса, в феврале этого года, директор по развитию этого предприятия Денис Синечкин сообщил, что готов поставить для Петербурга необходимое количество катеров по 3,5-4 млн рублей каждый. Правда, признался Синечкин, катер еще не прошел одобрение Морским и Речным регистрами РФ. То есть эксплуатация его для пассажирских перевозок незаконна. В регистры модель не внесена до сих пор. «Теоретически они могут заявить, что в качестве эксперимента в пилотном проекте задействуют эту модель. Но все равно законом это не разрешается - из-за требований безопасности», - поясняет Александр Смольников.
Начальник Государственной инспекции по маломерным судам Санкт-Петербурга (ГИМС) Константин Пашинский отмечает: «Получить лицензию на перевозку пассажиров на этих судах перевозчики могут, только если суда внесены в регистр. Без этого их использовать нельзя. Так что я не знаю, как они будут возить людей».
Однако сами победители категорически опровергают мнение о непрозрачности конкурса.
«Это ложь! - заявил «БН.ру» генеральный директор ООО «Водоход Санкт-Петербург» Олег Зеленков. - Конкурс был проведен объективно. Если у нашей компании есть огромный опыт по подобным перевозкам, самый большой парк судов типа «Метеор», то логично, что победа досталась нам. К тому же я не могу сказать, что линия на Кронштадт, по которой мы выиграли, прямо икрой намазана. Те условия, которые сегодня прописаны в условиях города, не способны обеспечить даже себестоимость перевозок. Да и маршрут это не такой доходный, как, например, на Петергоф или Орешек. Так что это для нашей компании не столько коммерческий, сколько социальный проект. Конечно, мы не будем работать себе в убыток, сейчас ведем переговоры с городом, чтобы насколько возможно изменить условия». По словам Олега Зеленкова, к 12 апреля его компания должна заключить договор со Смольным, где будут прописаны все условия перевозок. Изменить можно, например, число рейсов, прописать возможность перевозки не только регулярных пассажиров, но и туристов и т.д. «Будем разрабатывать этот маршрут: давать рекламу, продвигать его. Ведь фактически это новое направление», - добавляет Зеленков.
Получить комментарий «Интер яхт сервиса» по поводу его катеров «БН.ру» не удалось: телефон коммерческого директора компании Сергея Черепанова молчал.

Текст: Ольга Мягченко