Программа утилизации подержанных автомобилей была утверждена постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года №1194 и стартовала 8 марта этого года. В ее рамках автовладельцам предлагается сдавать свои машины на разборку, а взамен получать сертификат на 50 тысяч рублей, который нужно использовать при покупке нового отечественного авто или качественного бензина. Принимаются только автомобили старше десяти лет, зарегистрированные на последнего владельца не менее года назад, причем машина должна быть на ходу, быть полнокомплектной и иметь разрешенную полную массу не более 3,5 тонн. Каждый автовладелец должен заплатить за утилизацию 3 тысячи рублей. И сданные машины должны пойти именно на утилизацию.
Предполагается, что по всей стране в программе примут участие около 200 тысяч авто (потенциально, по оценке Минпромторга, в утиль может быть сдано 14 млн машин). Общая стоимость программы - 11 млрд рублей, из них 1 млрд - компенсация затрат дилеров на транспортировку старых авто на пункты утилизации. Остальное - собственно субсидии по сертификатам для автовладельцев.
В Петербурге и Ленобласти в программе задействованы несколько десятков автодилеров и предприятия, принимающие авто на переработку. Это ООО «Завод «Севзапсталь», ЗАО «Петромакс», ООО «Всеволожский завод алюминиевых сплавов» (Петербург), а также областной филиал ЗАО «Петромакс» и ЗАО «Авантек» (Ленобласть).
Как сообщает Минпромторг, 2 апреля были выделены первые бюджетные ассигнования дилерам-участникам программы. Правда, денег этих катастрофически мало - всего 2,05 млн рублей, то есть хватит всего на 41 сертификат. В то время как, по данным агентства «Автостат», на 1 апреля Минпромторг выписал уже более 33,5 тысячи свидетельств на утилизацию старых машин. Еще около 150 тысяч заявок на участие в программе находится в стадии рассмотрения. «При сохранении таких темпов программа может завершиться гораздо раньше намеченного срока – уже в середине лета», - считает директор «Автостата» Сергей Целиков.
Всем не хватит
Еще нынешней зимой эксперты не прогнозировали активности автовладельцев, желающих получить сертификаты. Они утверждали: граждане побоятся бюрократической волокиты, через которую придется пройти участникам. К тому же условия программы слишком жесткие, чтобы набралось достаточно покупателей новых авто.
Но прогнозы не подтвердились. По словам коммерческого директора ЗАО «Петромакс» Алексея Саратова, реализация программы идет очень успешно. «Теоретически если программа будет продвигаться такими же темпами, как сейчас, то выполнить ее удастся не к 1 ноября этого года, как планировал Минпромторг, а к 1 сентября. Но я думаю, что темп будет спадать. Первые три недели действительно был ажиотаж из желающих сдать свои авто - в основном это те автовладельцы, кто давно ждал начала реализации программы. Сейчас пошли уже те люди, кто узнал о ней в последний месяц, и такого ажиотажа, как вначале, нет», - говорит Алексей Саратов. Его предприятие уже приняло на переработку около 500 машин.
Директор по развитию ЗАО «Авантек» Сергей Ганичев подтверждает: «Спрос на участие в программе очень большой. Если он сохранится, то лимиты сертификатов скоро исчерпаются. Мы уже приняли примерно тысячу авто».
Однако, отмечают участники, даже если спрос на автосертификаты в рамках программы сохранится, удовлетворить его фактически невозможно. «Дело не в нас - мы готовы принять значительно больше машин на утилизацию, а поступило их пока только на три дня работы. А вот «АвтоВАЗ» не может обеспечить машинами всех желающих», - сообщил Сергей Ганичев.
Сергей Целиков подтверждает: «АвтоВАЗ» в рамках утилизационной программы меньше, чем за месяц, с начала ее действия продал свыше 8,44 тысячи машин. Его официальные дилеры получили 83 тысячи заявок. Причем большая часть заявителей претендует на дешевые машины, обещанные «АвтоВАЗом» к продаже. «Объявленные по цене 99 тысяч рублей LADA 2105 уже все распроданы, еще пока остались LADA Kalina по цене 199 тысяч рублей. Очередь на «классику» сформирована на два месяца вперед. С 23 апреля при покупке LADA в кредит по программе «Лада финанс – LADA в кредит» первоначальным взносом может служить уже само свидетельство об утилизации старой машины», - говорит Сергей Целиков.
Эксперты во многом связывают «утилизационный» ажиотаж марта именно с акцией на LADA 2105. За март продажи предприятия выросли на 70% - в основном благодаря программе автоутилизаии. В целом за первый квартал производитель продал около 71,63 тысячи авто. Из них 34,177 тысячи - в марте.
Машины других производителей, также допущенных к участию в программе, пользуются куда меньшим спросом. прежде всего, из-за значительно более высокой цены, чем на LADA. Например, Renault к концу марта получила только 8,3% утилизационных сертификатов, выпущенных с начала действия программы, хотя и объявила о фиксации цен на автомобили Logan и Sandero. Компания гарантировала, что цены на эти модели, проданные в рамках программы утилизации, будут такие же, как действуют в официальной дилерской сети Renault на момент выдачи клиенту сертификата. То есть от 259 тысяч рублей на Renault Logan и от 269 тысяч рублей - на Renault Sandero (уже учтен сертификат).
Еще дороже обойдутся авто от Ford, который с 8 марта предлагает клиентам-участникам программы специальную серию автомобилей Focus Limited Edition. Начальная стоимость автомобилей в такой комплектации 439 тысячи рублей. Fordпредлагает дополнительные скидки к 50 тысячам рублей сертификата: для Ford Focus – 30 тысяч рублей, для Ford Mondeo - до 50 тысяч.
Но подавляющее большинство граждан-участников программы - люди с невысоким достатком, то есть ориентированные именно на доступные модели «АвтоВАЗа». А он оказался не готовым к такому ажиотажу.
Вице-президент «АвтоВАЗа» по продажам и маркетингу Максим Нагайцев обещает, что производственный план предприятия на следующие месяцы «будет формироваться с учетом индивидуальных заказов потребителей». Однако предупреждает, что выпуск самых востребованных LADA 2105 уже завершен.
Кроме того, добавляет Алексей Саратов, проблема еще и в том, что в некоторых регионах нет своих утилизаторов, что тоже сдерживает реализацию старых автомобилей. «Например, наше предприятие принимает поезда с машинами из Петрозаводска и Мурманска - там нет соответствующих мощностей. Мы также сейчас пытаемся получить от Минпромторга разрешение на утилизацию авто из других регионов», - говорит Саратов.
«В любом случае при помощи этой программы удастся выполнить задачу, которую и ставил перед собой Минпромторг, - поддержать «АвтоВАЗ». Если интерес к программе сохранится, то с ее учетом предприятие сможет выйти на продажи 400-450 машин в год. Главное - чтоб сам «АвтоВАЗ» справился с этими объемами», - комментирует Алексей Саратов.