Слухи о том, что в России больше всех в мире пьют водку – абсолютная правда. Следом за россиянами идут американцы, тройку замыкают поляки.

В 2009 году россияне потратили на алкоголь 1,5 трлн руб., что на 3,2% больше, чем годом ранее. Справедливости ради стоит отметить, что 75% от общего расхода на алкоголь приходится на пиво. На водку потратили «всего лишь» 204 млрд рублей (14%), оставшиеся 11% – коньяки, вина и виски.

Особенность российского рынка крепкого алкоголя - в низкой консолидации. На долю первых десяти компаний приходится меньше половины всего рынка водки. Совершенно иная ситуация в секторе слабого алкоголя – первая десятка производителей пива контролируют более 80% рынка.

Это одна из причин, по которой акции пивных компаний менее интересны для инвестирования. Время активной консолидации и роста уже позади, рынок поделен, а значит и потенциал роста акций сильно ограничен. Другая причина в том, что с 1 января 2010 года правительство РФ значительно повысило акцизы на слабоалкогольные напитки. Акцизы на пиво выросли в 1,5-3 раза в зависимости от крепости. Акцизы на вино и коктейли будут повышаться в среднем на 30% ежегодно в течение ближайших 3 лет. Крепкий алкоголь эта участь обошла стороной.

Зато Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в России с 1 января 2010 года установила минимальную цену за пол-литровую бутылку водки в размере 89 рублей (с учетом акциза, минимальной оптовой и розничной надбавок).

С каждым годом россияне тратят на водку все больше, а пьют все меньше. Эксперты уверены, что с 2010 по 2014 год средняя цена бутылки водки вырастет на 55% - со 102 рублей до 159 рублей. Вследствие роста цен количество потребителей легальной водки сокращается. По данным Национальной Алкогольной Ассоциации (НЛА) в 2006 году объем потребления составил 191,5 млн дал, а по итогам 2009 он сократился до 158,4 млн дал. То есть за три года потребление легальной водки снизилось на 17,2%. За этот же период в стоимостном выражении рынок вырос на 11,4% со 183 до 204 млрд рублей.

Милиция, налоговая полиция и другие силовые ведомства активно борются с торговцами нелегальным алкоголем. По различным оценкам еще год назад примерно треть рынка приходилась на нелегальную водку. На конец I квартала «теневой» сектор уменьшился до 20% и продолжает сокращаться. И это должно укреплять позиции легальных производителей.

От закуски до водки

С каждым годом крупные игроки отъедают все больше и больше от общего пирога. Если в 2006 году на долю 5 крупнейших производителей водки приходилось около 20% рынка, то по итогам 2008 года – уже 38%. Учитывая проблемы, с которыми столкнулись многие производители в условиях финансового кризиса, в ближайшее время можно ожидать ускоренных темпов консолидации рынка. Финансовые трудности не обошли стороной даже очень крупных игроков. «Веда» (некогда второй производитель водки в России) и украинский «Союз-Виктан» находятся в процессе банкротства. «Заводы ГРОСС» и Группа ОСТ также испытывают финансовые трудности. Государственная компания «Росспиртпром» за долги по кредитам отдала Банку ВТБ свои лучшие активы, включая московский завод «Кристалл».

На фоне компаний, потерпевших неудачу, выделяется ОАО «Синергия». Ее бизнес начался в 1998 году со скупки птицефабрик на Дальнем Востоке. Производство мяса птицы, крабовых палочек, яиц и молочных изделий до сих пор приносит компании пятую часть выручки. «Синергия» не планирует развивать это направление и, согласно заявлениям менеджмента, ищет потенциального покупателя активов. Вырученные средства группа, скорее всего, направит на погашение своих долгов.

В 2002 году компания приобрела в приморском крае ликеро-водочный завод «Уссурийский бальзам». Менеджмент быстро сопоставил рентабельность продаж окорочков и огненной воды, и решил сконцентрироваться на крепком алкоголе. После чего компания приступила к скупке производителей в различных регионах. К 2007 году «Синергия» приобрела еще 7 заводов и превратилась из маленького регионального заводика в одного из самых амбициозных игроков на российском рынке водки. В 2009 году выручка компании составила $551 млн, в 2010 аналитики прогнозируют – $683 млн, то есть прирост за год составит 24%.

По итогам 2009 года «Синергия» нарастила долю рынка водки до 9,1% и заняла по этому показателю второе место в России, немного уступая лидеру - «Группе компаний Русский Алкоголь», ее доля на рынке составляет 13,3%.

По оценкам НЛА к 2012 году на внутреннем рынке останется около 10 крупнейших федеральных игроков, которые будут контролировать около 80% рынка, остальные 20% придутся на региональных производителей.

Хорошо там, где нас нет

«Синергия» не ограничивается российским рынком, где потребление легального дорогого алкоголя растет только в столицах, а за их пределами сокращается и уже замахивается на быстрорастущий внешний рынок. С 2008 года, компания активно расширяет географию сбыта, заключив соглашение с международной сетью Duty Free, швейцарской компанией Dupasquier и компанией Аэрофлот. В планах «Синергии» выход на рынки Германии и Скандинавии. В начале марта 2010 года компания начала продавать водку в Польше и Великобритании. Но в первую очередь был организован канал поставок на один из крупнейших алкогольных рынков мира - США. По данным Euromonitor International, больше всех в мире тратят на водку в США, хотя и пьют ее чуть меньше, чем в России. В Америке «беленькую» используют для приготовления коктейлей, и с каждым годом ее популярность растет. По прогнозам международного маркетингового агентства IWSR, в 2009-2013 гг. рынок водки будет являться самым быстрорастущим сегментом рынка крепкого алкоголя США. И «Синергия» намерена использовать свой шанс, в прошлом году компания заключила рекламный контракта с голливудским актером Сильвестром Сталлоне, который станет лицом одного из брендов компании – водки «Русский Лед».

В 2009 году доля водки в продажах алкогольной продукции сети Duty Free выросла с 6% до 16%, - это второй результат после виски. Всего же в 2009 году продажи водки в магазинах Duty Free составили около $1 млрд.

По оценкам «Синергии», около 50% объема выпуска водки под маркой «Белуга» в 2010 году будет экспортировано, а ежегодный темп роста экспортных продаж составит около 25%.

Конкурентное преимущество

«Синергии» - единственная компания среди отечественных производителей водки, которая торгуется на бирже, и при этом с неплохой ликвидностью. В октябре 2009 года, после вторичного размещения акций, средние объемы торгов выросли с 200 тысяч руб. до 4,2 млн руб.

Одним из собственников компании с долей 25,2%, является Валентин Завадников – депутат и, по совместительству, председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике. Соответственно, компания обладает еще и сильным административным ресурсом, а в России это не лишнее преимущество в тяжелой конкурентной борьбе.

С учетом продуманной стратегии развития, эти плюсы способствуют росту акций. Сейчас они стоят 850 рублей, но еще не достигли своих докризисных уровней – 1400 рублей. По прогнозам аналитиков, достижение этой цели - лишь вопрос времени, ведь компания активно развивается. Скорее всего, хорошая финансовая отчетность за 1 и 2 квартал подстегнут котировки, и этот гандикап будет ликвидирован за ближайшие полгода, а это, без малого прирост в 65%.

Акции могут вырасти еще сильнее, если «Синергия» приобретет активы (заводы или бренды) одного из своих менее удачливых конкурентов. Как никак нынешняя ситуация этому способствует. Однако менеджмент компании заявляет, что у них нет подобных планов. Кто знает, может быть это всего лишь хитрость, закаленного в битвах за активы игрока.

Комментарии управляющих

«После увеличения своей доли на рынке с 7,2% в 2008 году до 9,1% в 2009 году группа компаний «Синергия» стала вторым по величине производителем дистиллированных спиртов в России. Мы оцениваем эту тенденцию, как позитивный фактор. Согласно нашим консервативным оценкам, за счет органического роста занимаемая компанией доля на рынке к 2014 году превысит 14%», - говорит управляющий фондом «Тройка Диалог - Потребительский сектор» Андрей Килин. По его словам, устойчивое генерирование чистого денежного потока подкрепляет доводы в пользу инвестирования в компанию. В 2009 году значение EBITDA составило $90 млн, мы ожидаем, что к 2014 году оно достигнет $190 млн на фоне роста выручки в алкогольном сегменте. «К сожалению, ликвидность этих акций не достаточна для того, чтобы мы могли сформировать большую позицию, поэтому доля этих бумаг в нашем портфеле составляет 7%. Мы ожидаем, что до конца года их стоимость вырастет на 25% до 1062,5 рублей», - прогнозирует Андрей Килин.

Управляющий фондом «БКС – Фонд Потребительского Сектора» Владимир Солодухин также отмечает, что «Синергия» демонстрирует впечатляющие темпы роста. За несколько лет они стали крупным игроком и продолжают свое развитие. «Мы ожидаем, что акции начнут расти ближе к концу года (перед праздниками спрос на продукцию «Синергии» растет), поэтому планируем нарастить их долю в нашем портфеле ближе к лету. Сейчас они занимают долю 9,1%. По моим ощущениям, если не произойдет ничего неожиданного, акции вырастут до своих докризисных уровней (1400 рублей) еще в этом году», - полагает Владимир Солодухин. По его мнению, стимулом роста станут данные из финансовой отчетности или продажа непрофильных активов в птицеводстве и производстве молочной продукции.

NB: Настоящая публикация носит исключительно информационный характер и не является предложением о продаже или попыткой купить или продать какие-либо ценные бумаги, на которые в публикации может содержаться ссылка, или предоставить какие-либо инвестиционные рекомендации или услуги. Настоящая публикация основана на информации, которую мы считаем надежной, однако не утверждаем, что все приведенные сведения абсолютно точны. Мы не несем ответственности за использование читателями информации, содержащейся в настоящей публикации, а также за операции с ценными бумагами, упоминающимися в ней.

Текст: Николай Романов