Как сообщили в КБДХ, конкурс объявлен на третью очередь ЗСД - от транспортной развязки на пересечении с Богатырским проспектом до транспортной развязки на пересечении с автодорогой Е-18 («Скандинавия»). Начальная цена государственного контракта - более 19,277 млрд рублей. Из них в этом году из городского бюджета выделено 350 млн. Вскрытие конвертов с заявками состоится 29 апреля 2010 года. Окончание работ - не позднее декабря 2012 года, минимальный срок который могут предложить претенденты, - до конца апреля 2012-го (25 месяцев с момента заключения контракта).
Первый участок ЗСД строится с 2005 года - его протяженность свыше 11 км, он проходит от перечесения с КАД в районе Таллинского шоссе и через территорию Большого морского порта идет к Васильевскому острову. Второй, длиной около 10 км, соединит Васильевский остров с Приморским районом. Протяженность третьего - около 27 км. Свыше половины всего ЗСД пройдет по эстакаде. Ширина трассы - шесть-восемь полос движения.
Битва за деньги
Подрядчики, которые уже участвуют в строительстве крупнейших петербургских инфраструктурных проектов(КАД, ЗСД, дамба), пока затрудняются сказать, будут ли подавать заявки на новый конкурс. По словам руководителя пресс-службы ООО «Корпорация «Инжтрансстрой» Анатолия Гусева, его компания сможет судить о перспективах своего участия только после изучения документации. Эта компания, в частности, в декабре прошлого года выиграла конкурс по строительству участка КАД, по которому был расторгнут контракт с предыдущим подрядчиком - ООО «Флора».
Примерно так же выглядел ответ ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» (генподрядчик строительства дамбы).
Генеральный директор ОАО «Мостоотряд 19» Ефим Иголинский заявил «БН.ру»: «Мы изначально участвовали в этом проекте, в этом году уже выиграли конкурс по одному из его участков. Поэтому мы однозначно будем принимать участие во всех торгах по этому объекту».
Представитель другой компании, задействованной на строительстве КАД, в доверительной беседе с «БН.ру» поделился своими прогнозами о новом конкурсе: «Это будет битва ценников. В нашей отрасли компании могут продержаться только за счет госконтрактов, остальные проекты транспортной инфраструктуры почти все свернуты, да и государственные стройки - редкость. С другой стороны, перспектива внесения в 94-й ФЗ о торгах по госзаказу поправок, которые ужесточат условия их проведения, очень реальна. Поэтому все будут стараться любыми способами получить такой крупный контракт - вдруг последний будет?»
О готовящихся поправках в федеральный закон №94 « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на недавней пресс-конференции говорил и глава ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода вокруг Петербурга» (ДСТО) Вячеслав Петушенко: «Этот закон не критиковал только ленивый. Мы оказались в ситуации, когда именно на нас были проверены пробелы закона. В 2008 году в конкурсе по трем участкам победила компания «Флора» - победила законно, но было ясно, что возможностей вести строительство у нее нет. Отказать ей по закону мы тоже не могли - она предложила наилучшие условия, все формальности были соблюдены. Сегодня любой, кто предоставит на торги красивый пакет документации, может в них победить. Даже если у него нет опыта работы, он не располагает технической базой или обозначил заведомо невыполнимые условия контракта».
Участники рынка уже не раз критически высказывались по поводу последних аукционов по ЗСД: и прошлогодний, и февральский этого года конкурсы прошли со снижением стартовой цены на треть. Специалисты заявили, что качественно построить трассу за такие деньги невозможно, и предположили, что сумма будет скорректирована в ходе строительства. Подрядчики полагают, что в нынешнем аукционе будет заявлено снижение от стартовой цены как минимум на 30%.
За лосей и кабанов
С началом строительства очередного участка ЗСД активизировались и экологические активисты. Они намерены добиваться корректировки проекта, утверждая, что его нынешний вариант нанесет ущерб окружающей среде (в частности, Юнтоловскому заказнику) и населению Курортного района. Новый участок, на который объявлен конкурс, проходит восточнее Юнтоловского заказника (в 150 м от его границы), пересекает Левашовский лес и выходит на трассу «Скандинавия».
По мнению старшего преподавателя факультета географии и геоэкологии Санкт-Петербургского госуниверситета, кандидата географических наук Андрея Резникова, дорога будет проложена слишком близко от жилых домов. Из-за этого уровень шума, создаваемого двигающимися по трассе автомобилями, в несколько раз превысит допустимые для жилой зоны санитарные нормы. Прежде всего, пострадают обитатели дачного кооператива «Дюны», в непосредственной близости от которого пройдет дорога. Кооперативу не один десяток лет, и многие его обитатели давно живут в дачных домах круглогодично. Председатель кооператива Вячеслав Цветков заявил, что из-за предполагаемого строительства ЗСД спрос на недвижимость в «Дюнах» уже упал. «Мы хотели подать на застройщика в суд. Но там нам сказали, что поскольку маршрут дороги еще не утвержден, то иск принят быть не может. И посоветовали обратиться, когда трасса будет построена, чтобы можно было оценить ее реальный вред. Тогда суд примет иск. Но когда под нашими окнами построят дорогу, судиться будет поздно», - говорит Вячеслав Цветков.
Андрей Резников считает, что трассу нужно пустить западнее Лахтинского разлива, в обход Левашовского леса. «В этом лесу водятся лоси и кабаны. ЗСД пересечет пути их миграции. Это неминуемо приведет к их исчезновению», - отмечает Резников.
По подсчетам президента Восточно-европейской ассоциации акустиков, кандидата технических наук Андрея Ахматова, сейчас в условиях сверхнормативной шумности проживает 65% населения Петербурга. «На некоторых участках таких напряженных трасс, как КАД и ЗСД, уровень шума превышает дневную норму в четыре раза, ночную - в десять раз. Комплексное и продолжительное воздействие повышенного шума на организм может сокращать продолжительность жизни на 8-12 лет», - утверждает он. В частности, речь идет о Запорожской и Кубинской улицах, рядом с которыми проходит КАД. Андрей Ахматов убежден, что шумозащитные мероприятия, предпринятые в ходе строительства кольцевой дороги, лишь незначительно решили проблему. Основная же шумовая нагрузка на зону вдоль КАД осталась.
Директор центра экспертиз ЭКОМ, кандидат биологических наук Александр Карпов поясняет: такой вариант прохождения трассы обходится заказчику дешевле, прежде всего, потому, что не предполагается проведения всех необходимых компенсационных мероприятий, которые должны были бы быть проведены, чтобы уменьшить негативное влияние ЗСД на окружающую среду. «Трудно оценить, насколько возросла бы стоимость проекта, если бы заказчик провел его реальную экологическую экспертизу, составил реальную оценку воздействия его на окружающую среду и сделал все, чтобы соблюсти санитарные и экологические нормативы. Но этих исследований не проводилось. А если они и будут проведены, я не уверен в их объективности. Узнать их результаты мы не можем: по закону эти документы являются собственностью заказчика. Общественные же организации за свой счет не смогут их провести - слишком дорого. Мы не говорим о том, что эта трасса не нужна. Но, как это у нас бывает сплошь и рядом, власти экономят за счет жителей города», - резюмирует Александр Карпов.