Претензия быть «культурной столицей» тоже вполне обоснована, но эта миссия города – дело его славного прошлого. К тому же в этой своей функции наш город скорее открыл Европу для России, чем Россию для Европы. Помните у Пушкина: «Все флаги в гости будут к нам». И где сейчас эти флаги? Так что Пушкин – Пушкиным, а маркетинг – маркетингом. Быть «европейской столицей» России для Петербурга сегодня означает стать «газовой столицей» Европы.

Для этого требуется немногое – изменить сам брэнд города. Чем не вариант «Петербург – штаб-квартира «Газпрома». Есть же в Америке город Детройт, всемирно известный как автомобильная столица США, штаб-квартира «Дженерал Моторс». Аналогия тем более уместная, если вспомнить, что город этот знаменит своей хоккейной командой «Детройт Рэд Уингс», на форме игроков которой вполне узнаваемо знаменитое автомобильное колесо.

Мы в этом отношении ничуть не хуже: на форме любимого «Зенита» красуется логотип «Газпрома», вот только «Газпром» в Европе знают куда лучше, чем «Зенит». Накануне матча «Зенита» с английским «Болтоном» некоторые британские журналисты с удивлением узнали, что Петербург находится в Европе. А не в Сибири, как они изначально полагали. Впрочем, их можно простить: о том, что существует такое место, как Чукотка, они тоже узнали недавно и лишь благодаря Абрамовичу.

Так что не будем наивными: это для отечественных болельщиков игра футболистов «Зенита» ассоциируется с Петербургом, для европейских ценителей футбола – это всего лишь бегущая реклама компании «Газпром». И только потом – реклама страны и ее конкретного города. Но когда в будущем по «балтийской трубе» потечет в Европу российский газ, когда на невском взморье появится красавец стадион, построенный благодаря «Газпрому», на котором футболисты «Зенита», облеченные в «газпромовские» футболки, будут «рвать» и «крушить» европейских футбольных грандов...

Тогда слова «Зенит», «Петербург», «Россия» сольются в представлении европейцев в единый образ: трехсотметровый небоскреб «Газпром-Сити» на фоне удивительно красивого русского, и в то же время европейского, города. Того самого, где начинается Россия.

Текст: Вячеслав Костров