Сейчас проект закона, увеличивающий рассрочку с двух до трех лет, обсуждается на рабочей группе, куда входят депутаты комиссии ЗС по промышленности, чиновники профильных комитетов Смольного и представители предпринимательских сообществ. В начале апреля все стороны должны представить финансово-экономические обоснования  продления рассрочки, тогда и решиться судьба инициативы.
 
Но в запасе у комиссии ЗС по промышленности есть «тяжелая артиллерия». Еще один из ее законопроектов, обсуждаемых на рабочей группе, предполагает внести два принципиальных изменения в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге». Официальный мотив - привести местный закон в соответствие с 159-ФЗ.
 
По 159-ФЗ местные власти вправе составлять перечни помещений, предназначенных к передаче субъектам малого и среднего бизнеса. Распоряжением №237–р от 26.12.2008. КУГИ сформировал базу из 2,5 тыс. объектов. Все они предназначены только к сдаче в аренду и не подлежат выкупу - город хочет сохранить наиболее ликвидные объекты для получения стабильного дохода.
 
Депутатов не устраивают основания, по которым чиновники формируют этот приватизационный «стоп-лист». По закону в перечень входят все помещения, расположенные на 22 центральных магистралях (Невский пр., Литейный, Каменностровский и т.д.) - их КУГИ утвердил в отдельном порядке. Помимо этого нельзя приватизировать помещения на землях, изымаемых или зарезервированные под госнужды, предоставленные для реализации стратегических проектов и т.д. Кроме того, запрещено выкупать помещения в зданиях, по которым принято решение о предоставлении их под реставрацию или реконструкцию. Либо по ним просто подготовлены сводные заключения, содержащие вывод о возможности передачи зданий потенциальному инвестору.
 
На святое
 
Во всем этом парламентарии усмотрели противоречия ФЗ-159, где сказано, что перечни для «малых» должны формироваться из имущества, «свободного от прав третьих лиц». Поэтому депутаты предлагают такие ограничения из закона «О малом и среднем предпринимательстве» убрать. А другой поправкой – вычеркнуть из «антиприватизационного» списка помещения, расположенные в угловых зданиях на «запретных» магистралях. Эти объекты можно будет приобретать в собственность, если у них есть отдельный выход на соседнюю улицу или переулок.
 
Обе поправки вызвали негативную реакцию КУГИ. Законопроект назван популистской инициативой, не учитывающей интересов города. «Если в инвестиционно привлекательном объекте будет продано помещение площадью 50-100 кв. м, то отправить это здание в реконструкцию впоследствии станет титаническим трудом, - говорит заместитель председателя КУГИ Кирилл Федоров. - Распродав такие объекты, мы решим краткосрочную задачу по наполнению бюджета, но угробим вопрос инвестиционной привлекательности Петербурга. То же касается и возможности приватизации помещений в угловых зданиях на центральных магистралях. Любая попытка возникновения там частной собственности заморозит нам весь инвестиционный климат».
 
Отрицательную резолюцию на «вредоносную» инициативу уже поспешили наложить застройщики. По мнению вице-президента СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексея Белоусова, инвесторам при реконструкции зданий дополнительные сложности в виде решения имущественных вопросов с предпринимателями не нужны. Кроме того, новая норма грозит затруднить реализацию «таких государственных программ» как строительство жилья для молодежи и ветеранов, развитие застроенных территорий и др.
 
Кто городу важнее
 
Предприниматели в свою очередь говорят о неком лукавстве чиновников. «Совершенно бредовая ситуация – с одной стороны мы формируем перечень для поддержки малого бизнеса, с другой – в любой момент выводим оттуда объект при появлении инвестора, - говорит председатель петербургского отделения «Опоры России» Андрей Горюнов.- Ведь при передаче здания на реконструкцию арендный договор расторгается, а то, что предприниматель годами вкладывал средства в свое помещение, никого не волнует. С какой стати у крупного инвестора прав больше, чем у представителя малого бизнеса? Пусть инвестор находит общий язык с предпринимателем. Правильнее было бы ждать конца договора аренды, либо компенсировать предпринимателю расходы. Либо предложить арендатору в доле участвовать в инвестиционном проекте. То есть вариантов компромисса - множество. Но КУГИ нас, похоже, не слышит».
 
Впрочем, и сами депутаты не отрицают, что в их законопроекте есть доля «экстремизма». «Мы воспринимаем этот проект как некий предмет договора, – говорит глава комиссии ЗС по промышленности, экономике и собственности Александр Ольховский. – И демонстрируем, что не все еще «дожали» из несоответствий между 159-ФЗ и местным законодательством. Если нам дадут добро на трехлетнюю рассрочку, мы готовы законопроект пока снять с повестки. Сегодня именно рассрочка в наибольшей степени беспокоит предпринимателей-арендаторов. Что касается угловых зданий, то нас устроят гарантии КУГИ рассматривать каждый такой объект в индивидуальном порядке. При условии, что в соответствующую комиссию будут включены представители малого бизнеса. Это компромисс, который может устроить всех».
 
 
Справка БН:
За полтора года реализации ФЗ-159 о «малой» приватизации в Петербурге с предпринимателями заключено почти 600 договоров купли-продажи объектов нежилого фонда.
На сегодня от субъектов малого и среднего бизнеса поступило более 1100 заявлений на приобретение помещений общей площадью свыше 125 тыс. кв.м.  
По расчетам КУГИ, под действие ФЗ-159 в Петербурге попадает примерно 3,5 тысячи помещений, арендуемых бизнесом.
 

Текст: Александр Смирнов