Проект застройки «Балтийского завода» был анонсирован как один из самых перспективных т крупных девелоперских проектов Северо-Запада России и Петербурга – строительство микрорайона из жилых, гостиничных и торговых объектов общей площадью 2,8 млн кв. м. (в т.ч. жилые объекты – 2,3 млн кв. м.). Строительство должно было вестись на Васильевском острове, на участке площадью более 60 гектаров.

Особенностью проекта было разнообразие застройки. На одной территории должны быть были построены несколько типов жилых объектов – от невысоких домов на береговой линии до современных зданий, которые предполагались доминантами района.

Освободить столь большую территорию рядом с историческим центром города предполагалось за счет объединения двух предприятий – «Северной верфи» и «Балтийского завода». По ранее обнародованным планам собственника, объединение двух предприятий должно было завершиться уже в этом году. Крайним сроком называли 2011 год.

«Мы не отказываемся»

В 2005 году группа «ИСТ» продала контрольный пакет «Балтийского завода» Объединенной промышленной корпорации (ОПК) сенатора Сергея Пугачева. Новые владельцы предприятия решили создать новые мощности на Северной верфи, контрольный пакет которой также принадлежит ОПК.

Однако в ближайшее время этим планам не суждено сбыться. Из слов руководителя пресс-службы «ОПК – Девелопмент» Дмитрия Мороченко можно сделать вывод, что в компании не могут назвать срок, этапы реализации проектов и стадию, в которой сейчас находится проект застройки территории. «Мы не отказываемся от своих планов» - заявил Дмитрий Мороченко после двухнедельного согласования ответа на несложные вопросы «БН.ру» о проекте и ходе его реализации. После этого презентация проекта и вовсе исчезла с сайта компании. На сайте остались ее другие девелоперские проекты, но все они реализуется в Москве.

Уже сейчас с уверенностью можно предположить, что не в 2010, 2011 и даже не в 2012 году объединение двух предприятий и начало реализации девелоперского проекта не состоится. Хотя бы потому, что в мае прошлого года «Балтийский завод» получил крупный контракт от «Росатома». Одним из условий для размещения заказа стало неукоснительное выполнение одного из требований госкорпорации - завод не будет никуда переезжать, и корпорация требует неукоснительного соблюдения этого условия, рассказал Дмитрий Мороченко.

А пока завод выполняет государственный заказ, территория, занимаемая предприятием, сократилась. В конце прошлого года КУГИ Петербурга расторг договор аренды с предприятием. Земельный участок площадью 2636 кв. м по Кожевенной линии, который завод арендовал с 2004 года, был возвращен в городское пользование.

Никогда

Сторонние эксперты уверены, что реализация этого проекта, возможно, не начнется и после 2012 года, а чтобы проект начал воплощаться, нужно политическое решение. «Реализация столь масштабного проекта невозможна силами лишь одного девелопера. Перенос «Балтийского завода», «Северной Верфи» или «Адмиралтейских верфей» без политического решения государства невозможно. Сегодня у самых крупных девелоперов есть возможность реализовать крупный проект без проблем, которые неминуемо возникнут при переносе оборонного предприятия», - говорит генеральный директор Maris Properties LLC in association with CB Richard Ellis Борис Мошенский. По его мнению, для реализации этого девелоперского проекта главное - подготовка площадки для будущей верфи, ее перенос, запуск нового предприятия, и только потом - непосредственно застройка высвобожденной территории. «Без заявления государства участвовать в таком проекте все заявления о переездах - лишь пустые обещания», - заключил Борис Мошенский.

С ним согласен исполнительный директор компании Praktis CB Сергей Фёдоров: «Реализация столь масштабного проекта невозможна без участия государства. Это могут быть разные формы, но участие государства необходимо». Говоря о сроках реализации, Сергей Фёдоров отметил, что для столь масштабного проекта два года - это сущие мелочи, полная реализация этого проекта займет не одно десятилетие.

Текст: Игорь Фёдоров