С 2003 года розничная торговля совершила впечатляющий рывок, тога ее годовой оборот составлял 4,2 млрд рублей, а к 2008 года он вырос до 14 млрд. Росту способствовало насыщение местных рынков, а затем экспансия торговых сетей в новые регионы, но главное росли доходы населения. По данным Росстата, с 2003 по 2008 год среднедушевой доход в России вырос в три раза с 5000 рублей до 15000 рублей в месяц.
Однако в конце 2008 года ситуация резко изменилась. Волна увольнений, «заморозка» или сокращение зарплат привели к тому, что покупатели стали бережнее относиться к заработанным деньгам. Когда денег становится меньше, волей-неволей приходится экономить. Все это привело к сокращению оборота в розничной торговле за 2009 год на 9,8% до 13 млрд рублей.
Кушать хочется всегда
Продовольственные ритейлеры меньше остальных пострадали от сокращения доходов населения. Помимо того, что кушать хочется всегда, в этом сегменте гораздо меньше доля импортных товаров, существенно подорожавших из-за девальвации рубля в конце 2008 – начале 2009 года.
Из-за резкого снижения реальных доходов населения и постепенного роста цен потребительский спрос начал смещаться в сторону дешевых товаров. В выигрышном положении оказались розничные компании, работающие в формате дискаунтера, ассортимент которых формировался в основном за счет недорогих товаров повседневного спроса.
Сравнительное преимущество формата дискаунтер в текущих условиях на розничном рынке можно оценить на примере данных продаж Х5 Retail Group, которая развивает три разных формата магазинов. По данным за 2009 год темпы роста продаж супермаркетов и гипермаркетов сократились практически вдвое. А дискаунтер «Пятерочка» продолжал наращивать оборот ударными темпами, такими же, как и в 2008 году.
Ситуация в мировой экономике в целом и в отечественной в частности стабилизировалась и начала показывать признаки роста. Но они могут быть обманчивы. Ждать резкого увеличения финансовых возможностей покупателей не приходится. И скорей всего дискаунтеры сохранят популярность в 2010 году. А если будет расти их оборот и выручка, то будут дорожать и акции.
Логистика подвела
Выбор акций компаний из продуктового ритейла ограничен. На российских биржах можно приобрести бумаги сети «Магнит» и «Дикси». Акции X5 Retail Group котируются на лондонской бирже - LSE. Вот, собственно, и весь список. При этом финансовые показатели «Магнит» и X5 инвесторы уже оценили по достоинству и потенциал роста их акций ограничен. Немного иная ситуация сложилась с акциями «Дикси». Инвесторы относятся к ним с прохладцей, из-за инцидента, который случился в 2009 году. Тогда у компании возникли серьезные проблемы с логистикой, вызванные, в свою очередь, сбоями в IT системах при переводе товарооборота в новый распределительный центр в Серпухове (являющийся самым крупным логистическим узлом сети). Это привело к недопоставкам продукции в магазины, нехватке товаров на полках и, следовательно, падению потока покупателей. Проблемы с логистикой серьезно испортили компании прошлогоднюю отчетность. Снизились продажи, выручка и прибыль В 2009 году выручка «Дикси» составила $1706 млн, а прибыль - $49 млн. Годом ранее эти показатели были выше: выручка - $1943 млн, прибыль - $61 млн. Снижение можно было бы списать на кризис, но выручка «Магнита» за прошлый года возросла с $5348 млн до $5361 млн, а прибыль с $309 млн до $354 млн.
Борьба за покупателя
Проблемы улажены и есть все основания ждать, что отчетность за 1 квартал 2010 года покажет, каким позитивным образом улучшение логистики сказалось на экономических показателях компании. Помимо снижения издержек на доставку, логистика напрямую связана с удовлетворением покупателей. Так как именно от нее зависит, найдут ли они свой любимый товар на полках.
Но, прежде чем покупатели придут в магазин, их нужно туда заманить. Сейчас компания активно работает в этом направлении. «Дикси» значительно повысила свою промоактивность: в частности, сеть перешла от обычных акций со снижением цен на 5-15% к акциям с глубокими скидками до 40-50% на ряд товаров, генерирующих поток покупателей. Также в три раза был расширен список товаров, продаваемых по минимальным на рынке ценам. Кроме того, структура ассортимента была оптимизирована в пользу расширения доли товаров нижнего ценового сегмента. Что логично, в условиях нынешней макроэкономической ситуации в России.
Одной из мер по повышению лояльности покупателей и стимулированию их к покупкам является рестайлинг старых магазинов. На данный момент примерно треть магазинов оформлены в соответствии с новым дизайном.
200 магазинов в год
Пока сеть «Дикси» занимает второе место по количеству магазинов-дискаунтеров в России. Впрочем, со своими 532 точками она значительно уступает «Магниту» (2568 магазинов). С одной стороны это плохо, так как каждый магазин вносит свою лепту в общий объем продаж и, соответственно, прибыль. С другой стороны, гораздо легче показывать внушительные темпы роста, когда изначально у тебя маленькая база.
Менеджмент компании уверен, что «Дикси» вполне под силу открывать по 200 арендованных магазинов в год в течение, как минимум, 2-3 лет начиная с 2010 года. Учитывая, что затраты на открытие арендованного магазина составляют около 10 млн руб., общие капитальные вложения будут примерно 2 млрд руб. в год, что легко финансируется из операционного денежного потока компании. Если это действительно произойдет, то уже в 2010 году бизнес компании вырастет почти на 50%.
В ожидании роста
Если все предпринятые меры будут эффективны, а планы по развитию бизнеса реализованы, то у акций «Дикси» появятся прекрасные перспективы для активного роста. Как бы неприглядно не выглядели магазины-дискаунтеры, но они могут принести инвесторам, привыкшим к иным торговым точкам, где предлагают не только хлеб с маслом, но и на деликатесы, впечатляющий доход. По оценкам экспертов, акции «Дикси» могут в течение полугода прибавить в цене 27%-49% и подняться с 276 руб. до 411 руб.
«В прошлом году розничный ритейл, в том числе продуктовый, сильно пострадал от кризиса. Покупательский спрос снизился и не известно, когда он восстановится в прежнем объеме. С другой стороны, дела у дискаунтеров идут неплохо, поэтому акции «Магнита» и «Дикси» - интересная идея для инвестиций. В нашем портфеле под «Магнит» отведено 12%. Бумаги «Дикси» занимают 6%, и, возможно, после опубликования квартальной отчетности мы увеличим свою позицию. По нашим расчетам, если данные окажутся хорошими, то к середине года акции могут подорожать до 350 рублей», - прогнозирует управляющий фондом «БКС – Фонд Потребительского Сектора» Владимир Солодухин.
«В начале года мы общались с представителями компании, а в 2009 году побывали в Серпухово на открытии распределительного центра. Да, у компании есть долги, но она уже договорилась о рефинансировании синдицированного кредита на $135 млн. (должен быть погашен в середине 2010г.) и облигационного выпуска на 3 млрд. руб. (до 1 кв. 2011г.)», - говорит управляющий фондом «Тройка Диалог - Потребительский сектор» Андрей Килин. По его оценкам, до конца 2010 года акции «Дикси» могут подорожать до 411 рублей. «Сейчас в нашем портфеле их доля составляет 8%. Но мы планируем ее увеличить, если наши ожидания подтвердятся результатами за 1 квартал этого года», - говорит эксперт.