С 2003 года розничная торговля совершила впечатляющий рывок, тога ее годовой оборот составлял 4,2 млрд рублей, а к 2008 года он вырос до 14 млрд. Росту способствовало насыщение местных рынков, а затем экспансия торговых сетей в новые регионы, но главное росли доходы населения. По данным Росстата, с 2003 по 2008 год среднедушевой доход в России вырос в три раза с 5000 рублей до 15000 рублей в месяц.

Однако в конце 2008 года ситуация резко изменилась. Волна увольнений, «заморозка» или сокращение зарплат привели к тому, что покупатели стали бережнее относиться к заработанным деньгам. Когда денег становится меньше, волей-неволей приходится экономить. Все это привело к сокращению оборота в розничной торговле за 2009 год на 9,8% до 13 млрд рублей.

Кушать хочется всегда

Продовольственные ритейлеры меньше остальных пострадали от сокращения доходов населения. Помимо того, что кушать хочется всегда, в этом сегменте гораздо меньше доля импортных товаров, существенно подорожавших из-за девальвации рубля в конце 2008 – начале 2009 года.

Из-за резкого снижения реальных доходов населения и постепенного роста цен потребительский спрос начал смещаться в сторону дешевых товаров. В выигрышном положении оказались розничные компании, работающие в формате дискаунтера, ассортимент которых формировался в основном за счет недорогих товаров повседневного спроса.

Сравнительное преимущество формата дискаунтер в текущих условиях на розничном рынке можно оценить на примере данных продаж Х5 Retail Group, которая развивает три разных формата магазинов. По данным за 2009 год темпы роста продаж супермаркетов и гипермаркетов сократились практически вдвое. А дискаунтер «Пятерочка» продолжал наращивать оборот ударными темпами, такими же, как и в 2008 году.

Ситуация в мировой экономике в целом и в отечественной в частности стабилизировалась и начала показывать признаки роста. Но они могут быть обманчивы. Ждать резкого увеличения финансовых возможностей покупателей не приходится. И скорей всего дискаунтеры сохранят популярность в 2010 году. А если будет расти их оборот и выручка, то будут дорожать и акции.

Логистика подвела

Выбор акций компаний из продуктового ритейла ограничен. На российских биржах можно приобрести бумаги сети «Магнит» и «Дикси». Акции X5 Retail Group котируются на лондонской бирже - LSE. Вот, собственно, и весь список. При этом финансовые показатели «Магнит» и X5 инвесторы уже оценили по достоинству и потенциал роста их акций ограничен. Немного иная ситуация сложилась с акциями «Дикси». Инвесторы относятся к ним с прохладцей, из-за инцидента, который случился в 2009 году. Тогда у компании возникли серьезные проблемы с логистикой, вызванные, в свою очередь, сбоями в IT системах при переводе товарооборота в новый распределительный центр в Серпухове (являющийся самым крупным логистическим узлом сети). Это привело к недопоставкам продукции в магазины, нехватке товаров на полках и, следовательно, падению потока покупателей. Проблемы с логистикой серьезно испортили компании прошлогоднюю отчетность. Снизились продажи, выручка и прибыль В 2009 году выручка «Дикси» составила $1706 млн, а прибыль - $49 млн. Годом ранее эти показатели были выше: выручка - $1943 млн, прибыль - $61 млн. Снижение можно было бы списать на кризис, но выручка «Магнита» за прошлый года возросла  с $5348 млн до $5361 млн, а прибыль с $309 млн до $354 млн.

Борьба за покупателя

Проблемы улажены и есть все основания ждать, что отчетность за 1 квартал 2010 года покажет, каким позитивным образом улучшение логистики сказалось на экономических показателях компании. Помимо снижения издержек на доставку, логистика напрямую связана с удовлетворением покупателей. Так как именно от нее зависит, найдут ли они свой любимый товар на полках.

Но, прежде чем покупатели придут в магазин, их нужно туда заманить. Сейчас компания активно работает в этом направлении. «Дикси» значительно повысила свою промоактивность: в частности, сеть перешла от обычных акций со снижением цен на 5-15% к акциям с глубокими скидками до 40-50% на ряд товаров, генерирующих поток покупателей. Также в три раза был расширен список товаров, продаваемых по минимальным на рынке ценам. Кроме того, структура ассортимента была оптимизирована в пользу расширения доли товаров нижнего ценового сегмента. Что логично, в условиях нынешней макроэкономической ситуации в России.

Одной из мер по повышению лояльности покупателей и стимулированию их к покупкам является рестайлинг старых магазинов. На данный момент примерно треть магазинов оформлены в соответствии с новым дизайном.

200 магазинов в год

Пока сеть «Дикси» занимает второе место по количеству магазинов-дискаунтеров в России. Впрочем, со своими 532 точками она значительно уступает «Магниту» (2568 магазинов). С одной стороны это плохо, так как каждый магазин вносит свою лепту в общий объем продаж и, соответственно, прибыль. С другой стороны, гораздо легче показывать внушительные темпы роста, когда изначально у тебя маленькая база.

Менеджмент компании уверен, что «Дикси» вполне под силу открывать по 200 арендованных магазинов в год в течение, как минимум, 2-3 лет начиная с 2010 года. Учитывая, что затраты на открытие арендованного магазина составляют около 10 млн руб., общие капитальные вложения будут примерно 2 млрд руб. в год, что легко финансируется из операционного денежного потока компании. Если это действительно произойдет, то уже в 2010 году бизнес компании вырастет почти на 50%.

В ожидании роста

Если все предпринятые меры будут эффективны, а планы по развитию бизнеса реализованы, то у акций «Дикси» появятся прекрасные перспективы для активного роста. Как бы неприглядно не выглядели магазины-дискаунтеры, но они могут принести инвесторам, привыкшим к иным торговым точкам, где предлагают не только хлеб с маслом, но и на деликатесы, впечатляющий доход. По оценкам экспертов, акции «Дикси» могут в течение полугода прибавить в цене 27%-49% и подняться с 276 руб. до 411 руб. 

«В прошлом году розничный ритейл, в том числе продуктовый, сильно пострадал от кризиса. Покупательский спрос снизился и не известно, когда он восстановится в прежнем объеме. С другой стороны, дела у дискаунтеров идут неплохо, поэтому акции «Магнита» и «Дикси» - интересная идея для инвестиций. В нашем портфеле под «Магнит» отведено 12%. Бумаги «Дикси» занимают 6%, и, возможно, после опубликования квартальной отчетности мы увеличим свою позицию. По нашим расчетам, если данные окажутся хорошими, то к середине года акции могут подорожать до 350 рублей», - прогнозирует управляющий фондом «БКС – Фонд Потребительского Сектора» Владимир Солодухин.

«В начале года мы общались с представителями компании, а в 2009 году побывали в Серпухово на открытии распределительного центра. Да, у компании есть долги, но она уже договорилась о рефинансировании синдицированного кредита на $135 млн. (должен быть погашен в середине 2010г.) и облигационного выпуска на 3 млрд. руб. (до 1 кв. 2011г.)», - говорит управляющий фондом «Тройка Диалог - Потребительский сектор» Андрей Килин. По его оценкам, до конца 2010 года акции «Дикси» могут подорожать до 411 рублей. «Сейчас в нашем портфеле их доля составляет 8%. Но мы планируем ее увеличить, если наши ожидания подтвердятся результатами за 1 квартал этого года», - говорит эксперт.

 
NB: Настоящая публикация носит исключительно информационный характер и не является предложением о продаже или попыткой купить или продать какие-либо ценные бумаги, на которые в публикации может содержаться ссылка, или предоставить какие-либо инвестиционные рекомендации или услуги. Настоящая публикация основана на информации, которую мы считаем надежной, однако не утверждаем, что все приведенные сведения абсолютно точны. Мы не несем ответственности за использование читателями информации, содержащейся в настоящей публикации, а также за операции с ценными бумагами, упоминающимися в ней.

Текст: Николай Романов