Напомним, что проект «Морской фасад» предполагает сооружение на намывных территориях площадью 450 га вокзала на 2,5 млн пассажиров в год и современного района с объектами жилой и коммерческой недвижимости общей площадью 2,3 млн кв. м. Срок реализации проекта – 10 лет, ориентировочная стоимость – около $3 млрд.
Тайные очертания
Строительство нового морского вокзала – наиболее «продвинутая» часть проекта преобразования острова. Более того, Смольному даже удалось добиться федеральной поддержки. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта терминала в апреле этого года получило положительное заключение Главгосэкспертизы, после чего глава Правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о начале строительства. В этом году из федеральной казны должно быть выделено около 600 млн руб. на дноуглубительные работы. Проведены конкурсы по определению подрядчиков на намыв территории и углубление фарватера. Первые работы уже начались. Намыв новых площадей намечен на 2006 год.
С обустройством жилой и деловой зон – сложнее. Под них отведена большая часть намывных земель – около 300 га. Приступить к развитию территории планируется лишь после ввода в строй первых трех причалов порта. Тем не менее подвижки уже имеются. Об этом сообщил директор департамента по связям с общественностью ООО «УК «Морской фасад» Александр Шимберг (компания создана под реализацию проекта). По его словам, в настоящее время проходит закрытый конкурс на право разработки проекта планировки всей западной части Васильевского острова. Победитель будет назван в конце ноября и подготовит окончательный проект застройки территории к июлю будущего года.
На каких условиях инвестор получит землю, объем затрат города на строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры – эти и другие «интересные» вопросы остаются без ответа. Александр Шимберг полагает, что обсуждать их преждевременно. Также в тайне хранится и информация о частных капиталах, которые удалось изыскать под реализацию масштабных замыслов. Г-н Шимберг пообещал, что имена основных инвесторов проекта будут озвучены лишь в феврале-марте 2006 г., к моменту подписания инвестиционного договора.
Депутатские коррективы
По причине «экономической» неопределенности проекта ряд городских парламентариев выступает за корректировку стратегических преобразований. В демократической фракции ЗС полагают, что проект появился в генплане города слишком внезапно: еще в прошлом году утвержденная концепция документа подобного развития территории не предусматривала. Отсюда и несогласованность действий Федерации, города и стратегического инвестора. Например, этим летом Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости провело землеотвод в Невской губе, на месте будущего намыва. В результате 450 га нынешней акватории переданы городу с единственной разрешенной целью – под «размещение объектов транспорта». В то время как инвестор собирается осваивать большую часть федерального «водного фонда» под иные функции.
По мнению председателя комиссии ЗС по горхозяйству Михаила Амосова, ни у стратегического партнера города, ни у разработчиков генплана пока что нет четкого представления о том, как развивать намывные территории. ТЭО проекта касается лишь сооружения терминала, остальные вопросы вынесены за скобки. Поэтому в генеральный план необходимо внести соответствующие поправки: обозначить в документе лишь зону, где будет строиться терминал. А принятие решения о превращении прилегающих акваторий в жилые и деловые зоны оставить на будущее. «Данный вопрос подлежит более глубокой проработке, в том числе на уровне правительства и парламента. Я постараюсь убедить в этом губернатора», – обещает депутат.
Генплановая чистка
Александр Шимберг считает, что намерения депутатов носят исключительно политический характер и вызваны протестами граждан. В то время как большинство горожан, судя по социологическим опросам, идею строительства нового пассажирского терминала на Васильевском поддерживают. По данным Агентства социальных исследований, озвученным в информационном агентстве «Росбалт», о проекте строительства нового морского вокзала «знают» 66% респондентов. «Скорее, одобряют» строительство – 63% опрошенных, «не одобряют» – всего 16%. С мая количество сторонников намыва увеличилось в городе на 15%, а противников стало меньше на 5%. Впрочем, исследователи не задавали самого главного вопроса: об отношении к жилищному строительству на территории площадью 300 га. По мнению депутатов, именно масштабы запланированной жилой и деловой застройки, а вовсе не терминал, вызывают наиболее серьезный протест жителей Васильевского острова.
Второе чтение закона о генеральном плане Санкт-Петербурга запланировано на конец ноября – начало декабря. Над поправками в главный документ города трудятся уже второй месяц. Правда, вносить их, согласно закону, имеет исключительное право лишь губернатор города. А решать, какие из них достойны обсуждения в парламенте, будет специальная комиссия во главе с вице-губернатором Александром Вахмистровым. Корректировать стратегические проекты, даже и «сырые», зная трепетное отношение к ним Смольного, представляется делом сложным. Но депутаты настроены весьма серьезно. Если их предложение пройдет, то границы будущего намыва окажутся сильно урезанными.