«Петербургская стратегия сохранения наследия» была разработана КГИОПом в конце прошлого года и прошла процедуру 11 общественных обсуждений. Документ создавался для достижения разумного баланса между общественными интересами, экономическим развитием и сохранением наследия.

Основы стратегии

Одно из главных новшеств стратегии – переход от охраны конкретных объектов к охране архитектурной среды, то есть видовых панорам, ландшафтов и пр. Напомним, что данный подход также отражен в проекте новых охранных зон, который войдет в состав Генплана и Правил землепользования и застройки. При этом «средовая» охрана вовсе не отрицает возможности нового строительства. В историческом городе, например, это возможно в тех местах, где необходимо восстановить утраченную планировочную структуру.

В отношении реставрации памятников провозглашен отказ от былой практики обновления объекта до степени «новодела». Главный принцип – максимальное сохранение подлинности. Акцент будет сделан на выявлении наиболее ценных элементов памятника, а воссоздание полностью утраченного объекта станет исключением – лишь в случае необходимости восстановления цельности ансамбля.

Помимо концептуальных идей стратегия оперирует и статистическими данными. В основном – удручающими. В Петербурге под охраной находится более 7 783 памятника. Из них свыше 7 тысяч нуждаются в реставрации, а в активной фазе разрушения находится 1 300 объектов. По оценкам специалистов, необходимый объем затрат на сохранение наследия – 60 млрд рублей в год. Сегодня реальное финансирование из федерального и городского бюджетов составляет 2,4 млрд.

Тактическая критика

Стратегия в целом получила одобрение у чиновников. Что во многом объясняется высокой оценкой данного документа Советом по культурному наследию при губернаторе Санкт-Петербурга. Сама Валентина Матвиенко назвала ее «архитектурно-культурной конституцией», которую город будет исполнять. Тем не менее, доля критики в обсуждении присутствовала. Например, вице-губернатор Михаил Осеевский призвал решить вопрос с промышленными предприятиями, которые находятся в зданиях-памятниках. По его словам, объекты разрушаются, а жесткая позиция КГИОПа не позволяет компаниям проводить реновацию. В ответ председатель КГИОПа Вера Дементьева призвала активнее выводить предприятия из центра, задействовав экономические методы. Тогда у зданий появятся инвесторы, способные извлекать из объектов прибыль. В качестве примера был назван опыт европейских стран, где объекты промышленной архитектуры реконструируются даже под элитное жилье.

Депутат-строитель Владимир Гольман выступил против строгого следования принципу подлинности. «В Петербурге были булыжные мостовые вместо асфальта на тротуарах, сегодня все заменено. Нельзя забывать о прогрессе. В отношении исторического центра прописан запрет нового строительства. Я считаю, что слово «запрет» надо заменить словом «ограничение», – полагает г-н Гольман. А вице-губернатор Виктор Лобко нашел документ слишком конкретным: «Мы обсуждаем стратегию, но там слишком много прописано тактики».

Нормативы для инвестиций

Специалисты КГИОПа полагают, что утверждение стратегии на уровне правительства позволит Петербургу активнее обращаться в Госдуму с законодательными инициативами, а также разрабатывать на их основе местные нормативные законы. Поэтому в документ чисто декларативного характера включили ряд конкретных предложений, призванных привлечь инвестиции в дело сохранения и реставрации памятников, как то предоставление льгот по налогам и пр. Кроме того разработан пакет поправок в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов РФ». В частности Петербург выступает за отмену нормы, разделяющей памятники на категории культурного значения (федеральные, региональные, муниципальные), за утверждение перечня объектов, не подлежащих передачи в частные руки. Также КГИОП требует наделить государственные органы охраны дополнительными полномочиями на составление протоколов и рассмотрение дел об административных нарушениях в сфере охраны наследия. По мнению Веры Дементьевой, без всех этих мер процесс спасения памятников будет малоэффективным.

Приватное наследство

Согласно стратегии к реставрации исторических зданий предлагается привлекать больше частных инвесторов. В том числе и за счет продажи объектов. Главу КГИОПа лишь пугает, что планы федеральных властей по приватизации ветхих памятников культуры примут массовый характер. Госпожа Дементьева заявила, что «нельзя выжимать из культурного наследия все до последней капли». Иначе памятники будут приобретать только для того, чтобы впоследствии их снести. В упорядоченной передаче дворцов в частное пользование г-жа Дементьева не видит проблемы – при условии четкого соблюдения собственником или арендатором всех условий инвестиционного договора. В противном случае объекты нужно изымать. Председатель комитета сообщила, что в настоящее время городские власти намерены расторгнуть инвестиционные договоры с владельцами и арендаторами около 20 зданий, которыми не обеспечивается необходимая защита памятников.

Судя по всему, основная боль петербургских ревнителей старины – нормативное несовершенство. Напомним, что сегодня субъекты РФ не вправе направлять средства на реставрацию памятников общероссийского значения. Кроме того, до сих пор действует мораторий на приватизацию федеральных памятников. По словам Веры Дементьевой, принятие стратегии особенно актуально в условиях отсутствия федерального законодательства. Но по этой же причине остается невозможной и реализация на практике многих постулатов «архитектурно-культурной конституции».

Текст: Александр Смирнов