Олег Виролайнен подчеркнул, что одно из главных направлений в работе хозяйственного блока администрации - перевод его на рыночный путь развития. Этот принцип является ключевым в «Концепции реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы», которая реализуется в настоящее время.
Газпром, ЕЭС и РКС
Основная цель реформы – сведение участия государственных структур в управлении городским хозяйством до минимума, создание конкурентной среды, привлечение частных инвестиций в крупные проекты.
Вице-губернатор считает, что в целом работа отраслевых комитетов по реализации положений концепции может быть признана удовлетворительной. В частности, за прошедшие два года определенных успехов удалось добиться в деле развития инженерно-энергетического комплекса Петербурга. По сравнению с 2002-2003 годами объем капитальных вложений по объектам энергетики увеличился в 3,1 раза. Во многом этому способствовали инвесторы, прежде всего Газпром, ЕЭС России, Внешторгбанк. За счет инвестиций в настоящее время реконструируются старые и сооружаются новые тепловые сети. На принципах государственно-частного партнерства строился диалог администрации города и компании «Российские коммунальные системы» (РКС). В результате в марте был заложен первый камень в строительство котельной в одном из кварталов нежилой зоны Ржевка.
Впрочем, председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Александр Бобров сказал, что головокружение от успехов городу пока не грозит. Внебюджетных источников еще слишком мало для того, чтобы в ближайшее время ощутимо улучшилось состояние энергосетей.
Подземка и КАД
Частный капитал принимает активное участие и в развитии транспортной инфраструктуры. В течение 2003-2004 годов за счет компаний-перевозчиков было приобретено около 200 автобусов. Всего же в городе появилось 259 новых автобусов, то есть казна раскошелилась лишь на одну пятую часть приобретений. Электротранспорт, к сожалению, частникам не интересен: 50 вагонов метро, 30 трамваев и 27 троллейбусов - все на деньги бюджета.
Приоритетной задачей транспортников в последние два года было развитие метрополитена. Председатель Комитета по транспорту Александр Дацюк назвал четыре главных достижения: восстановление движения на участке «Лесная» - «Площадь Мужества», введение в эксплуатацию станции «Комендантский проспект», окончание строительства станции «Парнас» (должна быть введена в конце года) и возобновление работ на первом пусковом комплексе Фрунзенского радиуса метрополитена. Этот долгострой простаивал из-за отсутствия финансирования два десятка лет. Планируется, что новая линия примет первых пассажиров в 2008 году.
Если из всех задач для транспортников важнейшей является метро, то приоритет дорожников – КАД. Точнее, не сама кольцевая автодорога (это объект федеральный), а подключение к ней улично-дорожной сети Петербурга. В 2004-2005 годах к строящейся трассе были подключены проспект Косыгина, Октябрьская набережная, проспект Обуховской Обороны, Московское шоссе и Витебский проспект. Кроме того, завершается сооружение развязки, которая соединит КАД с Софийской улицей.
Тарифный прорыв
Первостепенные задачи Жилищного комитета - это снижение дотационности отрасли и привлечение населения к управлению жилищным фондом.
В прошлом году были приняты законы, устанавливающие цены на содержание и ремонт жилья, действие которых выразилось в повышении тарифов. В настоящее время, по словам председателя комитета Юниса Лукманова, идет поэтапная подготовка перехода к ценам, обеспечивающим полное возмещение затрат на содержание и ремонт. Планируется, что работа будет завершена к августу следующего года. В результате проведенных мероприятий финансирование жилфонда за счет средств населения и из бюджета увеличилось с 5,3 руб./кв. м в 2002 году до 9 руб./кв. м в 2005 году. «Ценовая политика, - сказал г-н Лукманов, - явилась прорывом в оздоровлении финансового состояния отрасли и сделала ее привлекательной для инвестиций».
Главным достижением последних двух лет председатель назвал «разрушение ведомственной монополии, системы, при которой граждане не имеют права выбора способа управления своим домом и обслуживающей организации».
В городе достаточно активно идет процесс создания товариществ собственников жилья (ТСЖ). В текущем году их создано около 250. Товарищества самостоятельно выбирают частные обслуживающие организации или подтверждают полномочия государственных Жилкомсервисов.
Первого июля были подведены итоги первых конкурсов на право управления жилищным фондом, где частные компании на равных правах конкурировали с государственными. По 12 из 57 лотов победителями были признаны «частники». Вскоре прошла вторая «волна» конкурсов. Администрация выставила на торги 50 лотов общей площадью более 9 млн кв. м (чуть менее 10% от всего жилфонда города). К сожалению, примерно по половине лотов конкурсы пришлось признать не состоявшимися. На них было подано не более одной заявки. Видимо, те компании, которые выиграли участки 1 июля, посчитали, что им пока достаточно, а проигравшие временно отступили. Несмотря на это, г-н Лукманов не оставил намерения до конца 2006 года провести конкурсы по всему жилфонду Петербурга.