Решение сдать в аренду столовые и кафе одной сетевой компании, а не нескольким, как это было раньше, в университете объясняют желанием «избавиться от большого количества рутинной работы», связанной с организацией питания студентов и сотрудников вуза в целом. Таким образом СПбГУ рассчитывает освободить «человеческие и временные ресурсы».
«Главное для нас – это учеба и наука. Все остальное – вещи непрофильные, - говорит первый заместитель проректора СПбГУ по экономике и социальному развитию Геннадий Васильев. - В то же время мы не можем не кормить людей в наших зданиях, потому что студенты и сотрудники приходят учиться и работать в университет на целый день. А профессионал в области менеджмента общественного питания сделает это лучше, чем мы».
Петергофская перспектива
Вскрытие конвертов с конкурсными заявками состоится 14 апреля. Победитель конкурса будет объявлен летом. К участию в конкурсе допускаются компании, имеющие как минимум трехлетний опыт сетевой работы (владеющие не менее двух кафе). Максимальный годовой размер арендной платы составляет 18 млн 231 тыс. рублей. Победитель должен получить в аренду на три года 16 помещений общепита на Васильевском острове. Он также должен быть готовым предложить в меню «комплексный обед», цена которого не превышает 70% от общей стоимости входящих в него блюд. При этом цены на все остальные блюда арендатор будет устанавливать сам.
Если опыт с арендой кафе и столовых на Васильевском острове окажется успешным, то через два года университет рассчитывает провести такой же конкурс для точек питания в Петергофе.
В целом в университете сегодня работают 38 столовых и кафе, организацией питания в которых занимаются как арендаторы, так и подразделения вуза. Центр питания, культурного и делового сотрудничества обслуживает девять точек и еще столько же - Комбинат питания №1 «Гермес» в Петергофе. Есть также три кафе в здании экономического факультета и в Академической гимназии, управлением которых занимаются подразделения СПбГУ. Все остальные столовые занимают арендаторы, коммерческие организации.
В администрации университета уверены, что создание единой сети позволит повысить качество питания в столовых вуза. «Для нас принципиально важно, чтобы уровень качества еды, обслуживания в университете был единым. Когда только несколько наших подразделений занимаются организацией питания, а вдобавок к ним - еще множество мелких арендаторов, то этого единства добиться почти невозможно, - отмечает Геннадий Васильев. - Мы надеемся, что привлечение коммерческой компании поможет к нему прийти».
Интерес для ограниченного круга
Аналитики считают, что предложение университета будет интересно ограниченному кругу компаний. «Сеть общественного питания в студенческих столовых – довольно сложный бизнес, - говорит директор компании GVA Sawyer Николай Вечер. – Все зависит в первую очередь от состояния помещений. Более того, далеко не все из этих помещений могут быть рассчитаны на других посетителей, кроме как на студентов и сотрудников вуза. Арендовать 16 вузовских столовых и кафе и при этом минимизировать издержки – под силу только владельцам сетевого бизнеса».
По мнению заместителя директора департамента торговой недвижимости Colliers International Санкт-Петербург Романа Евстратова, интерес к аренде могут проявить сетевые компании, специализирующиеся на предоставлении услуг общепита в бизнес-центрах и на промышленных предприятиях, такие как Sodexo, Fazer Amica, «Столовая номер 1» и другие. Большим плюсом такой модели бизнеса, на взгляд аналитиков, является ее высокая технологичность, фиксированный ассортимент, легко просчитываемая посещаемоть, эффективная логистика, которая дает возможность оптимизировать затраты на производство, хранение и доставку продуктов.
«Думаю, что в данном случае речь идет не столько об аренде, сколько об управлении бизнесом, - говорит директор департамента оценки и аналитических исследований Becar Commercial Property SPb Игорь Лучков. С этой точки зрения предложение должно вызывать повышенный интерес, поскольку бизнес общественного питания сейчас переживает кризис. Тем более что основа для торгов вполне адекватная: предложенная арендная ставка сопоставима с уровнем аренды помещений бизнес-центров класса В. Для кафе не «пятизвездного» формата это вполне адекватно».
Но представители бизнеса общественного питания сильно сомневаются в том, что при условиях, обозначенных в конкурсе, университет добьется желаемого результата. Финансовый директор ресторанной группы компаний «Свои в городе» Мария Иванова считает, что при предъявленных требованиях университету не стоит рассчитывать на серьезную сетевую компанию. «Сейчас трудно рассчитать примерный оборот компании при развитии этого бизнеса, однако понятно, что наценка на это питание будет очень невелика. Если арендная плата составит более 20% от оборота в месяц, то рентабельность будет достаточно низкой. В этом случае трудно говорить о полноценном рационе и качестве питания, - отмечает Мария Иванова. – Более того, речь идет о студенческих столовых, а это значит, что они не зарабатывают почти все лето и по выходным. Амбиции университета опережают здравый смысл. Вуз получит сетевика, но при этом качество питания оставит желать лучшего. На мой взгляд, столовые и кафе нужно передать в управление не сетевой компании, которая наверняка будет уделять этому мало внимания, а предпринимателю, который точно будет держаться за этот бизнес и развивать только его».