Как сообщили в Unilever, в рамках инвестиционного проекта на чаеразвесочной фабрике в Петербурге были увеличены производственные и складские площади (на 60% и 50% соответственно), а также установлены 2 новых линии по производству чая Lipton в пакетиках-пирамидках и произведена реконструкция систем конвейеров и транспорта сырья. Работы длились в течение 10 месяцев. В итоге компания сможет выпускать до 27 тыс. тонн пакетированного чая в год. В 2009 году Unilever выпустил 18 тыс. тонн чая, и рассчитывает наращивать объемы продаж не менее чем на 15-20% в год.
В расширение компания вложила около 11 млн евро. Таким образом, общий объем инвестиций в чаеразвесочную фабрику, открытую в 2002 году на базе приобретенного Unilever завода «Северное сияние», достиг 75 млн евро. Последний раз мощность фабрики увеличивалась в 2008 году за счет запуска 6 новых производственных линий, в частности, компания впервые запустила производство чая в пирамидках сегмента премиум. По словам президента группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси Санжива Каккара, нынешняя реконструкция чаеразвесочной фабрики в Петербурге даст ей возможность полностью удовлетворить растущие потребности рынка как минимум до 2015 года.
«Мы считаем российский рынок для себя ключевым, - говорит Санжив Каккар. – И намерены продолжить инвестирование, а также приобретение здесь новых предприятий различного профиля».
Эксперты отмечают, что чайный рынок в последнее время демонстрировал стабильность. «В 2009 сохранилась структура спроса и все основные тенденции последних лет, - говорит директор по корпоративным коммуникациям группы компаний «Орими Трэйд» Мария Драбова. - Потребление пакетированного чая по-прежнему росло (плюс 3% по сравнению с предыдущим годом), а премиальный сегмент, как и в предшествующие годы, увеличивался (плюс 4% в натуральном выражении по сравнению с 2008). Можно отметить лишь незначительное увеличение потребительского интереса к более дешевой продукции и стабилизацию эконом-сегмента, который в предыдущие годы сокращался, и некоторое сокращение сегмента-медиум».
Поэтому генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия считает решение Unilever продолжить расширение, несмотря на кризис, верным. «Российский рынок чая имеет четкую тенденцию перехода на внутреннюю фасовку, — говорит Рамаз Чантурия. — Если в 2009 году её доля достигла 85%, то в 2010 году она будет составлять уже 87-89%, и компания верно делает, что запасается мощностями. Кроме того, значительная часть её продукции идет на экспорт».
При этом, по его мнению, Unilever вряд ли сможет догнать лидера российского рынка чая компанию «Орими Трэйд» (доля которой более 30%), но вполне сможет побороться за второе место со своими другими конкурентами – «Компанией «Май» и Ahmad Tea. Суммарно эти игроки занимают около 70% чайного рынка России, общий объем которого составляет около 170 тыс. тонн в год.
Справка БН:
Unilever – один из ведущих производителей товаров народного потребления в мире. Её оборот в 2009 году приблизился к 40 млрд. евро. На российском рынке компания работает с 1992 года. В настоящее время Unilever принадлежат 8 крупных российских предприятий, в т.ч. маргариновый завод в Москве, соусная, чаеразвесочная фабрика и парфюмерно-косметическая фабрики в Санкт-Петербурге, заводы по производству мороженого в Туле, в Новосибирске и Омске. Общий объем инвестиций компании в российскую экономику в настоящее время приближается к 1 млрд. евро, а число сотрудников насчитывает порядка 7000 человек. Портфель торговых марок компании в России включает в себя брэнды пищевых продуктов: майонез, кетчупы и соусы Calve, майонез Hellmann's, спрэды Rama, растительно-творожные кремы Crème Bonjour, маргарин для выпечки Пышка, супы и приправы Knorr, чай Беседа, Brooke Bond и Lipton, а также популярные торговые марки средств личной гигиены и бытовой химии: шампуни и косметические средства Dove, шампуни и средства по уходу за волосами Clear vita ABE, Sunsilk и Timotei, дезодоранты Rexona и Axe, чистящие и дезинфицирующие средства Domestos и Cif. С приобретением ведущего российского производителя мороженого, компании Инмарко в 2008 году ассортимент продукции Unilever пополнился такими марками мороженого, как Ekzo, Золотой Стандарт, Магнат, San-Cremo и т.д. В июле 2009 года Unilever объявила о приобретении бизнеса соусов компании «Балтимор» – лидера российского рынка кетчупов – с торговыми марками кетчупов, майонезов и томатной пасты «Балтимор» и «Восточный Гурман».