В пилотном проекте, разработанном Минпромторгом РФ, участвуют Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининградская область, Краснодарский край, Свердловская и Ростовская области, Республика Башкирия, Самарская и Челябинская области, Республика Татарстан, Нижегородская область, Новосибирская область, Красноярский край, Приморский край, Республика Удмуртия, Ульяновская и Калужская области.
В Петербурге и Ленобласти в программе задействованы несколько десятков автодилеров и предприятия, принимающие авто на переработку. Это ООО «Завод «Севзапсталь», ЗАО «Петромакс», ООО «Всеволожский завод алюминиевых сплавов» (Петербург), а также областной филиал ЗАО «Петромакс» и ЗАО «Авантек» (Ленобласть).
Автовладельцам предлагается сдавать свои машины на разборку, а взамен получать сертификат на 50 тысяч рублей, который нужно использовать при покупке нового отечественного авто или качественного бензина. Принимать будут автомобили старше десяти лет, зарегистрированные на последнего владельца не менее года назад, причем машина должна быть на ходу, быть полнокомплектной и иметь разрешенную полную массу не более 3,5 тонн. Каждый автовладелец должен будет заплатить за утилизацию 3 тысячи рублей. Сданные машины должны пойти на утилизацию.
Предполагается, что по всей стране в программе примут участие около 250 тысяч авто. Из них в Петербурге - до 100 тысяч. Стоимость программы - 11 млрд рублей, из них Петербург получит 2 млрд.
«Петербург полностью готов к реализации пилотного проекта по приему и переработке авто. В ходе его реализации мы выявим недочеты в его механизме, чтобы потом внести поправки в постоянно действующую программу, которая должна стартовать с 2011 года по всей стране», - заявил заместитель начальника Управления по обращению с отходами производства и потребления Петербурга Александр Ремига. По его данным, в управлении имеется уже свыше тысячи заявок от автовладельцев на прием их машин.
«Полная готовность» в понимании Смольного выглядит странно - речь идет, по сути, о захоронении машин на свалках.
По словам директора по развитию ЗАО «Авантек» Сергея Ганичева, кроме металла, на долю которого приходится не более 65% от всех составляющих автомобиля, на Северо-Западе почти никакие компоненты сдать на переработку невозможно. «Ближайший завод по переработке аккумуляторных батарей находится на Урале. Автопокрышки у нас перерабатывают на предприятиях «Элас» (в Московской области. - «БН.ру») и сланцевском заводе «Полимер». Но «Полимер» - единственное предприятие этого профиля на Северо-Западе - перестал принимать покрышки, он загружен под завязку надолго вперед. А «Элас» близок к этому. Похожая ситуация с пластиками. Автомобильное стекло в России вообще не перерабатывает никто. Мы ведем переговоры с нижегородским «Горским стеклом», но денег за стекло, которое мы им поставим, они нам платить не будут. То есть мы будем возить им сырье за свой счет, только чтобы не складировать его на свалку», - рассказывает Сергей Ганичев. «Авантек» пытался наладить поставки автопокрышек в Финляндию, где продукты их переработки используют при строительстве дорог. Но согласовать это с отечественными властями оказалось крайне сложно, и компания отказалась от этих планов.
Сергей Ганичев говорит, что в нынешнем варианте программа не убыточна для ее участников: «Большая часть от тех 3 тысяч рублей, что граждане заплатят за прием машины, у нас уйдет на разбор авто и захоронение ее частей на свалке. При этом останется по несколько сотен рублей с каждой машины - это будет прибыль. Но если цивилизованно распоряжаться этими отходами, а не сваливать их на полигонах, то на это потребуются колоссальные деньги - 3 тысяч не хватит».
С ним согласен и коммерческий директор ЗАО «Петромакс» Алексей Саратов, он «не ожидает ажиотажа от желающих сдать авто». Причина - долгий путь согласований, который придется пройти автовладельцам. Эксперты предупреждают: вместо обещанных в свое время премьером Владимиром Путиным 30 минут на оформление всех документов для сдачи машины и получения сертификата, хозяевам автоутиля придется потратить как минимум неделю.
Александр Ремига заявил, что переработать удастся только 70% металлических составляющих каждого авто и около половины неметаллических. «Но в перспективе мы сможем наладить полноценную переработку, - обещает Ремига. - В течение ближайших десяти лет мы построим три мусороперерабатывающих завода. Итоги предквалификации по одному из них, который появится в Янино, должны быть подведены в июле этого года, победителя инвестиционного конкурса на строительство завода назовем 25 октября. Эти заводы будут в том числе перерабатывать и автомобильные составляющие».
Александр Ремига добавил, что Минпромторг и не ставил себе задачу переработать полученные компоненты. Речь в пилотной программе идет о стимуляции отечественного автопрома. Правда, участники программы прогнозируют, что ожидания чиновников относительно потока желающих сдать машины завышены как минимум вдвое. Андрей Саратов считает, что поначалу спрос на сертификаты будет, а к концу года сойдет на нет.