На российских биржах представлены акции всего нескольких компаний, работающих в этом секторе. Наиболее интересным вариантом для инвестиций являются акции «Фармстандарт». По оценкам экспертов потенциал их роста от текущих уровней в среднесрочной перспективе (до 1 года) составляет 35-50%, что соответствует целевому уровню 2700-3000 рублей.
Лекарства пользуются спросом
В отличие от многих отраслей, переживших кризисный 2009 год с большим трудом, рынок лекарств чувствовал себя очень хорошо. За прошедший год объем проданных средств вырос в стоимостном выражении на 28%, немного не дотянув до 500 млрд рублей. На этом потенциал рынка далеко не исчерпан. По оценкам «Фармэксперт» среднегодовые темпы его роста до конца 2015 года составят 16-17%. Для позитивных прогнозов есть несколько причин.
Первая и самая важная – стареющее население России. В силу возраста и накопившихся болезней старики - самая активная группа покупателей. Естественно, чем больше будет пожилых людей, тем выше будет спрос на лекарства. Впрочем, и сравнительно молодые россияне, активно развивают спрос. Широкое распространение вредных привычек, неспортивный образ жизни – все это приводит к тому, что средства, улучшающие работу сердца и печени, занимают верхние строчки в отчетах о продажах.
Помимо этого, несмотря на активные темпы роста, российский фармацевтический рынок характеризуется низкой степенью насыщения. Среднестатистический россиянин тратит на лекарства 3% от своих потребительских расходов. В США аналогичный показатель составляет 8%. По данным международного исследовательского агентства IMS Health с 2003 года среднедушевой расход на лекарственные препараты в России вырос в 4 раза – с $30 до $120. Тем не менее, данный показатель значительно отстает от уровней развитых стран ($300) и стран Восточной Европы ($190).
Изюминка фармрынка заключается еще в том, что спрос на лекарства неэластичен по цене. Оно и понятно, даже если средство от гриппа подорожает вдвое, на него найдутся покупатели. Прошедший год особенно показателен в этом смысле. Шумиха, раздутая вокруг свиного гриппа, подстегнула не только спрос на лекарства, но и цены. Официальная отчетность гласит, что за 2009 год стоимость лекарств выросла на 18,8%. Однако стоит учитывать, что это средняя температура по больнице. Популярные препараты, например «Арбидол», выросли в цене на 40-60%. Именно поэтому, оценивая перспективы различных российских фармацевтических компаний, стоит учитывать пакет брендов, которыми они владеют.
Дальновидные планы
Компания «Фармстандарт» является безусловным лидером отечественной фармацевтической отрасли. На ее долю приходится 15% от выпускаемых в нашей стране лекарств, и 5,2% на коммерческом фармацевтическом рынке. Компания производит более 200 наименований лекарственных препаратов, при этом 55% общей выручки приходится на 4 лидирующих бренда Велкейд (онкология) - 23%, Арбидол (вирусные инфекции) - 15%, Пенталгин (болеутоляющее средство) - 10%, Милдронат (средство для сердца) – 7%. Эти же средства входят в ТОП-10 продаж по всей России. Велкейд и Милдронат компания не производит, а выступает в качестве дистрибьютора. Помимо этого, она продает Коделак (средство от кашля) и Компливит (витамины)
Руководство «Фармстандарта» прекрасно понимает риски, связанные с зависимостью от нескольких брендов, поэтому старается расширять линейку собственных препаратов. Особая ставка делается на ниши, которые сегодня практически полностью занимают иностранцы: средства для лечения гемофилии, туберкулеза, рассеянного склероза, онкологических заболеваний и дефицита гормона роста
С этой целью в сентябре 2009 года «Фармстандарт» создал с ЗАО «Фармацевтическая фирма «Лекко» совместное биотехнологическое предприятие «Генериум». По словам финдиректора «Фармстандарта» Елены Архангельской объем продаж совместного предприятия уже в 2010 году составит - 2,7 млрд, а в 2013 - 7,6 млрд. рублей. Проект не только положительным образом отразится на финансовых результатах компании и поможет нарастить рыночную долю, но и позволит активно участвовать в государственных программах лекарственного обеспечения. А на этот сладкий кусочек пирога у многих свои надежды. Правда, у «Фармстандарта» будет преимущество по сравнению с западными конкурентами.
Государство поможет
В прошедшем году произошло знаковое событие, которое в ближайшее время окажет сильное влияние на развитие российского рынка лекарств. В марте 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев утвердил стратегию развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года. Согласно программе, на которую выделили 177 млрд рублей, к 2020 году доля лекарств, произведенных в России должна вырасти до 50% от объема потребления в стоимостном выражении. Сейчас этот показатель составляет 19%. Помощь будет строиться по простому принципу - в первую очередь государство будет покупать лекарства, произведенные в России.
Кроме этого, зарубежные производители встают перед выбором: строить в России свои собственные производственные мощности, или заключать долгосрочные контракты с российскими производителями. Пикантность ситуации заключается в том, что почти 95% производимых сейчас в России лекарств, состоит из западного сырья. То есть для иностранных компаний предпочтительнее заключить долгосрочные контракты с российскими производителями – цепочки ведь уже налажены.
Учитывая успешный опыт сотрудничества «Фармстандарт» с западными партнерами в качестве дистрибьютора, можно предположить, что на заводах, принадлежащих компании, будут выпускаться многие популярные лекарства. К тому же на 5 заводах компании, расположенных в Курске, Томске, Уфе, Нижнем Новгороде и Тюмени, размещено шесть производственных линий, получивших сертификаты соответствия международным стандартам EU GMP. Таким образом, «Фармстандарт» обладает оборудованием и связями. Логично предположить, что со временем это все конвертируется в контракты на производство лекарств.
Образец
Стоит заметить, что компанию отличает эффективный менеджмент. На заметку, административно-хозяйственные расходы «Фармстандарта» за 2009 год составили всего 22% от объема выручки, тогда как показатель «Верофарма» (другой торгуемой российской фармацевтической компании и ближайшего конкурента) - 39%.
Последние три года выручка компании росла в среднем на 30% ежегодно. В 2009 году она составила 19,1 млрд рублей. Рентабельность EBITDA (прибыль компании до вычета налога, начисленных процентов по кредитам и амортизации) за этот же период выросла с 38% до 42%, что является выдающимся результатом и самым высоким показателем среди всех международных аналогов. Помимо этого у компании полностью отсутствует долговая нагрузка. Свое развитие она финансирует из чистой прибыли. Учитывая стабильный денежный поток, можно предположить, что «Фармстандарт» воспользуется нынешней ситуацией и скупит активы ряда конкурентов. Ведь у них, не в пример «Фармстандарту» дела идут гораздо хуже. Многие находятся в предбанкротном состоянии из-за непомерных долгов.
Наиболее вероятным претендентом на покупку является компания «Валента», которая давно ищет инвестора. По данным «Фармэксперт» по итогам 2009 года эта компания вошла в тройку лидеров среди отечественных фармпроизводителей. Возможны различные варианты сделки: покупка одного из двух заводов; приобретение части портфеля «Валенты», в частности таких брендов, как Фенотропил и Феназепам; покупка всей компании целиком. В данном случае, скорее всего, «Фармстандарт» интересуют не столько производственные мощности «Валенты», сколько диверсифицированный портфель брендов компании.
Хорошая покупка
Посмотрим, что получается. В лице «Фармстандарта» есть лидер очень перспективного рынка. У компании нет долгов, у нее дальновидные и эффективные руководители, с каждым годом экономические показатели деятельности продолжают улучшаться. «Фармстандарт» активно инвестирует в свое развитие и не стоит на месте – ищет новые ниши.
Не удивительно, что акциям компании сулят дальнейший рост. По различным оценкам, до конца года они могут подорожать на 35-50% - до 2700-3000 рублей за штуку. Заманчивые прогнозы, но, учитывая динамику развития компании и ее возможности в области M&A, можно посоветовать эти акции и для долгосрочного инвестирования. У компании есть все предпосылки, чтобы стать российским Bayer.
Прогнозы управляющих
«Наша целевая цена по акциям «Фармстандарт» - 3000 рублей. Думаю, до конца года они достигнут это значение. В нашем портфеле эти бумаги занимают значительную долю. Мне нравится, что «Фармстандарт» - лидер активно развивающегося рынка. В России люди тратят на лекарства в разы меньше денег, чем в развитых странах. К тому же отрасль пользуется поддержкой государства», - отмечает управляющий фондом «Альфа-Капитал Потребительский сектор» Йохан Экстром.
По словам управляющего фондом «БКС – Фонд Потребительского Сектора» Владимира Солодухина, «Фармстандарт» - очень интересная бумага. Компания грамотно и активно поддерживает свои бренды с помощью маркетинговых инструментов. Как следствие, «Арбидол» и «Пенталгин» - пользуются хорошим и стабильным спросом. «К тому же компания проявила себя очень лояльно, по отношению к государству, когда цены на лекарства активно росли. У «Фармстандарта» они практически не изменились. Я думаю, что этот случай найдет свою поддержку, когда компания будет участвовать в тендерах по госзакупке лекарств. Сейчас цена акций уже вплотную приблизилась к своему справедливому уровню. Максимум, на что можно рассчитывать, еще 15% роста. Однако, бумага очень интересна с точки зрения долгосрочных инвестиций», - говорит Владимир Солодухин.
NB: Настоящая публикация носит исключительно информационный характер и не является предложением о продаже или попыткой купить или продать какие-либо ценные бумаги, на которые в публикации может содержаться ссылка, или предоставить какие-либо инвестиционные рекомендации или услуги. Настоящая публикация основана на информации, которую мы считаем надежной, однако не утверждаем, что все приведенные сведения абсолютно точны. Мы не несем ответственности за использование читателями информации, содержащейся в настоящей публикации, а также за операции с ценными бумагами, упоминающимися в ней.