ОАО «Нижегородский порт» было основано на базе активов речного грузового порта, созданного в 1920 году. Порт небольшой и занимается перевалкой сыпучих грузов, добычей песка. Однако располагает собственным флотом (толкачи, баржи, земснаряды, катера), оказывает услуги по перевозке грузов. До недавнего времени главным активом порта был земельный участок, на котором он и расположен.

Именно на участке площадью 20 га, на стрелке Оки и Волги, некогда два партнера - Андрей Рогачев и Павел Андреев - намеревались реализовать свой амбициозный проект стоимостью $4 млрд «Сити-Стрелка». Это комплекс высотных административно-торговых зданий, а также гостиничного, офисного, спортивного и торгово-развлекательного центров.

Летом 2008 года между партнерами произошел разрыв. До сегодняшнего дня стороны предъявляют взаимные обвинения и в судах пытаются найти истину. А реализация проекта по-прежнему только в планах. Впрочем, сообщил «БН.ру» владелец и глава группы «ЛЭК» Павел Андреев, его компания от этих планов не отказалась.

На начало 2010 года акционерами «Нижегородского порта», помимо государства, были четыре компании: ООО «Макромир», ООО «Концерн ЛЭК Истейт», ООО «Щедрый дом» и ООО «РегионСтрой». Все они владели пакетами по 20,83% акций.

По словам пресс-секретаря ООО «Макромир» Константина Виноградова, компании Андрея Рогачева принадлежит именно 20,83%. Остальными «негосударственными» акциями через аффилированные структуры владеет Павел Андреев. Со слов Виноградова получается, что расклад сил перед приватизацией Нижегородского порта такой: Андрей Рогачев - 20,83% акций, Павел Андреев – 62,5% акций. Обоим бизнесменам эти доли могут пригодиться для разных целей. Первому – получить блокирующий пакет, второму – не дать этого сделать и получить безоговорочное преимущество.

О не дежурном интересе нынешних акционеров к государственному пакету акций может говорить и другой факт. В середине ноября прошлого года на внеочередном собрании акционеров порта со стороны ЛЭК была попытка провести решение о допэмиссии акций. Однако инициатива провалилась из-за того, что представители территориального управления Росимущества в Нижегородской области и «Макромир» заблокировали это решение.

«Участие нашей компании в аукционе по приватизации порта будет зависеть от условий конкурса», - заявил Павел Андреев. Нечто подобное говорят и в «Макромире». Однако главным вопросом остается цена пакета.

По мнению генерального директора ООО «Новая оценочная компания» Натальи Онищенко, не смотря на то, что по сути владельцами порта являются два лица, на деле номинальными держателями выступают четыре компании, а значит, ждать выставления акций по бросовым ценам не следует. «Если бы у ОАО был один акционер или хотя бы две компании, тогда этот факт оценщики могли бы учитывать и сделать определенные послабления», - полагает она.

Руководитель нижегородского филиала ООО «Бронко инвест» Алексей Ветров считает, что вполне может появиться и сторонний инвестор, который поверит, что задуманное и анонсированное воплотится в жизнь. «В противном случае интерес к госпакету акций остается лишь и у двух противоборствующих структур», – констатирует он.

Ожидать проведения аукциона в ближайшее время не стоит. Пресс-секретарь Федерального агентства по управлению государственным имуществом Александр Комаров рассказал, что в самом лучшем случае госпакет может появиться на аукционе не ранее чем в начале лета. «Однако, как показывает практика, большинство торгов происходит в последнем квартале года», - сказал Александр Комаров.

Текст: Игорь Фёдоров