Завтра, 4 марта, в Волховском районе Ленобласти торжественно откроют цветочный комплекс «Новая Голландия» - один из крупнейших тепличных комбинатов в России. Проект реализовала компания, принадлежащая совладельцам крупного агропромышленного холдинга «Балтимор». Инвестиции составили 44 млн евро. Эксперты считают, что отечественное производство цветов становится все более перспективным - тем более, что после ухода фирмы «Лето» на этом рынке сейчас много свободного пространства.
Тепличный комплекс в городе Сясьстрой Волховского района Ленобласти построила компания «Новая Голландия», аффилированная с холдингом «Балтимор» (несколько ее владельцев являются также совладельцами «Балтимора»). Работы над проектом начались в 2008 году. Компания освоила участок площадью 12 га по адресу Заводская ул., 1.
Как рассказала «БН.ру» начальник пресс-службы компании «Новая Голландия» Надежда Черныш, построено четыре теплицы по 3 га каждая. «Общий объем инвестиций в проект составил 44 млн евро. Финансирование осуществлялось за счет собственных средств компании (34% от общей суммы вложений) и кредитов Северо-Западного банка Сбербанка РФ. Ленинградская область выступила гарантом по заключенному кредитному договору», - пояснила Надежда Черныш. По ее словам, для реализации проекта был заключен договор с голландской фирмой BULNETH на поставку тепличного комплекса «под ключ». Помимо строительства самого комплекса, поставщик обучил персонал и предоставил посадочный материал и инвентарь. «Сейчас введено в строй три теплицы. Последняя, четвертая, начнет работу в апреле», - сообщила собеседница.
Комплекс будет выращивать розы 16 сортов. Его проектная мощность составляет 27 млн цветов в год. Продавать розы производители планируют по всей территории России.
Участники рынка говорят, что у компании неплохие возможности для развития бизнеса. На рынке цветов доминирует импорт, современных отечественных комплексов пока единицы, а вопрос цены становится для потребителя все более важным фактором.
«С учетом роста курса евро отечественное производство всех продуктов, выращиваемых на открытом грунте, становится все более перспективным», — рассказали в компании «Приневское» (выращивает в том числе и цветы). Там полагают, что уход с рынка фирмы «Лето» не возмещен до сих пор, и на рынке сейчас дефицит на уровне как минимум 25%.
«Окупаемость проекта – порядка 6 лет, рентабельность на уровне 18-20%. Это достаточно хорошие показатели окупаемости и рентабельности для любого бизнеса, исключая высокорисковые виды деятельности. Таким образом, можно говорить, что объем инвестиций соответствует будущим доходам компании», - говорит руководитель отдела проектов и аналитических исследований АРИН Зося Захарова.
«В последнее время очень много говорилось о необходимости самостоятельного товаропроизводства, и проект теплиц – очень хороший пример реализации этой идеи. При правильной организации бизнеса и применении технологий возможно самостоятельно выращивать конечный продукт. Таким образом будет обеспечиваться огромная экономия на перевозке и хранении скоропортящегося продукта, что, возможно, отразится на цене конечного продукта», - добавляет директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков.
Объем российского рынка цветов, по различным оценкам, составляет около $3 млрд. При этом на долю столичного региона приходится около 40% рынка, на долю Ленобласти (с учетом Петербурга) - около 10%. Из-за кризиса падение рынка составило около 10-15%. Но в его структуре существенных изменений не произошло. Здесь по-прежнему доминирует импорт – около 90%. Крупнейшие импортеры Нидерланды (около 70%), а также Эквадор, Колумбия, Кения, Израиль. Доля внутреннего производства крайне невысока, что объясняется, прежде всего, его объективной низкой конкурентоспособностью.
«Себестоимость выращивания цветов в нашей стране в силу отставания технологий и климатических условий слишком высока. Существенно сократить ее не позволяют растущие тарифы на электроэнергию. При этом качество российской продукции, как правило, заметно проигрывает импортным аналогам. В конечном итоге, затраты на импорт зарубежной продукции с учетом всех дополнительных расходов, как правило, ниже себестоимости внутреннего производства», - говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
В Ленинградской области это второй заявленный крупный тепличный проект за последнее время: летом прошлого года был анонсирован похожий проект компании «Северная мечта» в Выборгском районе Ленинградской области. На территории 15 га планируется выращивать около 6 млн цветов в год. Инвестиции в проект составили 15 млн евро. В качестве основного инвестора, по некоторым источникам, выступил Мастер-банк, который ранее профинансировал аналогичный комплекс «Ступино» в Подмосковье.
Справка БН:
Компания «Балтимор» основана в 1995 году в Ленинградской области. Владеет несколькими заводами в России (Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Хабаровск) и Узбекистане, а также дистрибьюторской сетью. Основные бренды — кетчупы и соусы «Балтимор», «Краснодарье», «Городок». Основным владельцем ЗАО «Балтимор-Холдинг» (порядка 70%) является председатель совета директоров Алексей Антипов. Компания контролирует около 50% российского рынка кетчупа и 4—5% рынка майонеза.
Текст: Наталья Ковтун