Вице-губернатор Михаил Осеевский при поддержке председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимира Бланка и председателя Комитета финансов Александра Никонова обозначили основные вехи двухлетнего развития городской экономики и наметили планы на будущее.

Успехи

По словам Михаила Осеевского, отчетный период характеризуется рядом несомненных достижений. Например, Петербург оказался подготовленным к введению федеральных новшеств. В частности, это касается отработки процедуры торгов участками под строительство, а также создания условий перехода к новой системе земельного налогообложения, основанной на кадастровой оценке. Были отмечены подвижки в создании комфортных условий для инвесторов: административные барьеры уменьшились. Так, сроки процедуры согласования документации по инвестпроектам удалось сократить с 14-15 месяцев до четырех-пяти. В качестве примера фигурировал завод по производству электронных изделий «Элкотек» с объемом инвестиций в 100 млн евро. Замысел появился год назад - открытие производства намечено на начало октября.

Городская экономика развивалась эффективно, вслед за этим рос бюджет: за два года произошло удвоение доходной части. Г-н Бланк при этом отметил успехи в деле сокращения расходной части  за счет реформирования системы госзаказа – казне удалось сэкономить 2,5 млрд рублей.

Неудачи

Откровенных провалов в экономической политике оказалось не слишком много. В большей степени они обусловлены новым разделом полномочий в налогообложении между центром и субъектами РФ. Так, председатель КЭРППиТ посетовал, что не удалось мобилизовать сборы акцизов с алкогольной продукции. Виной тому стали изменения федерального законодательства, в результате которых местные власти оказались сильно ограниченными в возможностях наращивать налоговые поступления в данной сфере.

Взаимоотношения с естественными монополистами чиновники оценили как не слишком эффективные. По мнению Михаила Осеевского, рынок тепло- и электроэнергетики давно нуждается в реформировании. С соответствующими инициативами по внесению изменений в федеральное законодательство Петербург будет выступать. Одновременно г-н Осеевский с удовлетворением отметил грядущую «распаковку» Ленэнерго – на генерирующую, сбытовую и управляющую компании. По словам чиновников, город будет поддерживать на этом рынке конкуренцию - основной механизм для эффективного ценообразования.

Из других проблем, решение которых буксует, – кадровый голод в промышленности, а также создание благоприятного предпринимательского климата. Сами чиновники по-прежнему оценивают административное давление на бизнес как высокое.

Амбиции

Приоритетными отраслями экономики на последующие годы станут те, что позволят Петербургу выйти на международный инвестиционный рынок - порт, логистика, судостроение. Малый бизнес поддержат созданием оптимальных условий для получения кредитов. Продолжится реализация стратегических проектов по схеме государственно-частного партнерства. Глава КЭРППиТ пообещал, что город будет переходить к активной промышленной политике. В частности, займется созданием новых производств в рамках федерального законодательства об особых экономических зонах (ОЭЗ). Петербург уже сделал заявку на две такие зоны. В 2006-2009 годах совместно с финской фирмой «Технополис» власть будет реализовывать крупнейший в России проект по строительству технопарка стоимостью 200 млн евро, что даст 60 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест. Из грядущих новаций в финансовой сфере глава КФ Александр Никонов обещает переход на двухлетнее планирование городского бюджета.

В оставшиеся два года правительство в экономической сфере намерено в первую очередь выполнять ранее принятые решения. Благо, успехи в планировании налицо: только отраслевых программ развития Смольным принято около двадцати.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил Осеевский, вице-губернатор Санкт-Петербурга: 

Развитие экономики потребовало решения многих задач и, в первую очередь, развития городской инфраструктуры за счет бюджета и частных инвестиций. Мы считаем, что системно подошли к решению этой проблемы. Развиваются головные источники, строятся новые дороги. Мы занимаемся подготовкой промышленных территорий, достаточно большие средства вкладываем в инженерное обеспечение участков под жилищное строительство.

Главное, над чем работала и продолжит работать наша команда, - это создание комфорта для бизнеса, поскольку основной инструмент повышения уровня жизни населения и увеличения налоговых поступлений в бюджет - это инвестиции.

Владимир Бланк, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли:

Два года назад Правительство поставило перед собой решение нескольких основных задач. Одна из них - формирование благоприятного предпринимательского климата. Мы совершенствовали налоговое и инвестиционное законодательство, формировали земельный рынок, проводили инженерную подготовку территорий. Нужно отметить эффективную работу агентства промышленных инвестиций, действующего по принципу «единого окна» для инвесторов. Только в этом году оно обработало 130 заявок, решение принято по тридцати. Это означает, что в Петербурге появится 30 новых заводов.

Александр Никонов, председатель Комитета финансов:

В последние два года мы старались в достаточно непростых условиях реформирования создать бюджет, который позволял бы решать две основные задачи. Этот документ должен был определять механизмы прямой поддержки населения и, кроме того, напрямую влиять на развитие экономики региона. Бюджет на 2006 год получился достаточно сбалансированным и по статьям расходования средств и по экономическим параметрам. Важно, что во многом он форсированно направлен на повышение уровня жизни населения. В этой сфере есть определенные успехи. Если в 2003 году средняя заработная плата в Петербурге составляла всего 5,4 тыс. рублей, то в 2005-м -  уже 10,6 тыс. рублей. Средний душевой доход за это время вырос с 7 тыс. до 11 тыс. рублей.

Текст: Александр Смирнов