Сегодня, 18 февраля, в Смольном были вскрыты конверты с заявками на участие в инвестиционном конкурсе на право строительства Орловского тоннеля. Свои предложения подал только один участник ООО "Невская концессионная компания". При этом согласно результатам предквалификационного отбора, оглашенным 21 декабря 2007 года, в финал вышли четыре претендента: ООО "Невская концессионная компания"; консорциум ООО "Невский тоннель" (в составе компаний Strabag AG, Suri Holdings Limited, швейцарская Zueblin Immobilien Group AG, Egis Project SA); ЗАО "Буигпроект оперейтинг" (учреждено французской группой Boyugues); консорциум Neva Traverse GmbH (в составе компаний Hochtief ConstructionAG, Hochtief PPP Solutions, Royal Boskalis Westminster NV).
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила: "Компания Vinci известна в мире. Она имеет большой опыт в сфере строительства дорог, тоннелей, паркингов, крупных транспортных объектов. А нам очень важно, чтобы при строительстве Орловского тоннеля был использован передовой зарубежный опыт, использованы грамотные инженерные решения, технологии". По ее словам, открытие тоннеля позволит продлить время разводки мостов на Неве в летнюю навигацию и увеличить в 1,3 раза пропускную способность этого участка Волго-Балта.
Проект реализуется в рамках частно-государственного партнерства. Доли финансирования распределяются поровну между бюджетами РФ (деньги выделяются из Инвестиционного фонда), Петербурга и вложениями инвестора. Основная задача концессионера - построить переправу пропускной способностью 60 тысяч авто в сутки, с объемом инвестиций не выше 47 млрд рублей. Проезд по магистрали будет платным. В прошлом году речь шла о том, что легковые авто будут платить по 30 рублей, грузовые - по 50 рублей за проезд. Окончательные расценки должен рассчитать концессионер. Окупаемость проекта - 30 лет.
Ранее о своих намерениях кредитовать стройку заявляли Европейский банк реконструкции и развития и Мировой банк. Как уверяет Валентина Матвиенко, от этих планов они не отказались.
Смольный обещает 30 марта 2010 года объявить, кто будет проектировать, строить тоннель и привлекать инвестиции в проект. Однако очевидно, что соглашение будет заключено с единственным заявителем.
В московском офисе Vinci отказались комментировать участие компании в конкурсе. Французская корпорация участвует в нескольких крупных российских инфраструктурных проектах. В частности, в строительстве скоростной трассы Москва - Петербург, она один из претендентов на сооружение "Надземного экспресса", одна из структур этой компании построила в Петербург ТК "Радуга".
Аналитика компании "Энергокапитал" Александра Игнатюка не удивляет отказ трех соперников Vinci от продолжения борьбы. "Орловский тоннель изначально был неоднозначным проектом. Такой объем средств, который должен привлечь в проект инвестор, на фоне кризиса выглядит очень серьезно. А окупаемость инфраструктурных строек в нашей стране крайне проблематичная. Инвесторам гораздо интереснее участвовать, например, в намывных проектах, реализуемых в Петербурге, - они дают гораздо большую маржу", - отмечает Александр Игнатюк.
Некоторые эксперты считают, что инженерные решения по строительству тоннеля, выбранные Смольным, не совсем удачны. Дебаты вокруг способа пробивки тоннеля, разгоревшиеся в середине 2000-х, разделили экспертов на сторонников щитового способа проходки и приверженцев открытого способа. Принципиальные отличия этих способов в том, что щитовой (при помощи проходческого щита, по аналогии с прокладкой тоннелей метрополитена) предполагает более пологий спуск, а значит, сама трасса получается длиннее. Открытый способ предполагает использование так называемых погружных или наплавных секций и считается менее затратным - как по деньгам, так и по времени строительства. Утвержденная длина будущего Орловского тоннеля - 1,6 км. Если делать его Кроме того, по словам главы ассоциации "Дормост" Кирилла Иванова, эксплуатация тоннеля, построенного при помощи щита, обойдется существенно дороже, чем проложенного открытым методом.
Основным лоббистом щитового способа традиционно выступает институт «Ленметрогипротранс», который еще в 2003 году конкурс на проектирование и обоснование инвестиций в строительство Орловского тоннеля. В партнерстве с французской Vinci и немецкой Herrenknecht он разработал проектные предложения, которые и легли в основу всех последующих конкурсов по тоннелю, проводимых Смольным. Разработчики утверждают, что их способ более приемлем в данной ситуации, так как в Петербурге слабые грунты, и если строить переправу открытым способом, то потребуется значительное укрепление береговой линии Невы и зданий, попадающих в зону строительства.
Однако президент института "Гипростроймост" Юрий Липкин, основной оппонент "щитовиков", уверен, что проблема решаема. "У нас уже есть опыт строительства подводной переправы открытым способом - это Канонерский тоннель. В Европе очень много таких тоннелей. Я думаю, если Vinci будет готова к диалогу на эту тему, то мы сумеем убедить компанию в том, что строить тоннель лучше открытым способом", - говорит Юрий Липкин. По его подсчетам, в этом случае строительство обойдется не более чем в 20 млрд рублей.
Липкин не исключает, что Смольный может отменить решение о щитовой проходке в пользу открытой. "Тогда, несколько лет назад, решение принималось во многом потому, что уже был закуплен проходческий щит", - поясняет Юрий Липкин. В 2007 году компания ОАО "Метрострой" купила щит немецкой фирмы Herrenkneht AG для строительства подземки. Техника обошлась в 20 млн евро. Его предполагалось использовать и для Орловского тоннеля.
Однако в Смольном ничего не говорят о намерениях изменить способ проходки. В пресс-службе комитета по инвестиционным и стратегическим проектам отмечают, что никаких решений на этот счет не принималось.
Задействовать щит Herrenkneht теперь нельзя - он занят на строительстве метро. То есть придется покупать новый, потратив на это как минимум 20 млн евро.
Александр Игнатюк считает, что вопрос о том, кто будет партнером Смольного в этом проекте, не только экономический, но и имиджевый и политический: "Компания Vinci прибавит к своему списку проектов такой крупный объект, как Орловский тоннель, что еще больше укрепит ее позиции на российском и петербургском рынке. Для Смольного же важно, что есть инвестор, готовый вложиться в строительство".
Справка БН:
Орловский тоннель – это две отдельные подземные ветки, по две полосы движения в каждой. Длина каждой ветки составит 1,5-1,6 км. Стоимость проекта - около 47 млрд рублей. Строительство должно начаться в 2011-м и завершиться в 2013 году.
 

Текст: Ольга Мягченко