Сегодня, 17 февраля, в Смольном прошло заседание Морского совета при губернаторе. Совет принял решение выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в федеральные законы «О морских портах» и «О государственной границе».

В поправках предлагается разрешить строить таможенные пункты пропуска за счет частных инвестиций. Смольный также намерен просить правительство РФ и Госдуму ускорить принятие разработанного в Петербурге законопроекта «О развитии яхтенного туризма в РФ». Он, в частности, урегулирует процедуру захода иностранных судов во внутренние воды РФ. Кроме того, члены Морского совета обратятся в Минтранс с просьбой включить в границы «Большого порта Санкт-Петербург» часть территории и акваторию форта «Константин» в Кронштадте, где ОАО «Третий парк» строит яхт-клуб, стоянки для яхт и мини-отель.

Входа нет

Председатель комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга (КТТП) Николай Асаул сообщил, что источников проблемы с таможенными пунктами пропуска несколько.

Во-первых, вступивший в силу в ноябре 2007 года новый закон РФ «О морских портах» обязал субъектов федерации, на территории которых расположены портовые комплексы, составить их кадастровые планы, определить внешние границы портов и разработать схемы территориального планирования. Без этого в порту невозможно открытие таможенного пункта пропуска.

«Большой порт Санкт-Петербург» получил границы по новым правилам только в августе прошлого года. Но суда до сих пор заходят в него по временными пропускам, потому что в федеральном бюджете денег на создание пунктов пропуска не предусмотрено - он верстался до того, как ограничили порт. Стивидорные компании готовы за свой счет обустроить эти пункты.

Но тут появляется второй источник проблемы - закон «О госгранице» запрещает им это делать. «Строить пункты пропуска можно только с участием федерального бюджета. К тому же в порту есть имущественные проблемы - не по всем участкам понятно, какой из них кому принадлежит. Кроме того, раз постановление правительства РФ о границах петербургского порта принято, значит, автоматически оно признает, что пункты пропуска есть. А потому денег на это не дают», - пояснил руководитель Северо-Западного ТУ Росграницы Михаил Смолкин.

Президент Ассоциации судоходных компаний Николай Смирнов отмечает, что необходимость каждый раз оформлять временные таможенные разрешения существенно ограничивает пропускную способность портов. К тому же если говорить о транзитных грузах (а они составляют примерно половину от всего грузопотока петербургского порта), то некоторые отправители предпочитают не связываться с бюрократическими проблемами, а воспользоваться услугами ближайших портов в Прибалтике и Скандинавии.

«Пока не было границ порта, ФСБ полузакрывала глаза на эту ситуацию, когда таможенные пункты действовали полулегально. Но теперь границы есть, и этого делать никто не будет», - предупредила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.

С пропускной проблемой столкнулся и пассажирский порт «Морской фасад». «Мы готовы принимать паромы на построенных причалах, и уже второй год суда заходят к нам. Но наша инфраструктура позволяет принимать паромы только с пешеходными пассажирами. Те, кто хотел бы приехать в Петербург на пароме и привезти свой автомобиль, чтобы путешествовать по городу, не могут этого сделать», - рассказал президент ООО «УК «Морской фасад» Шавкат Кары-Ниязов.

По его словам, на обустройство необходимой инфраструктуры нужно 964 млн рублей - проект уже утвержден Главгосэкспертизой. Но в бюджете РФ запланировано лишь 474 млн, а выделено - только 50 млн рублей.

По мнению Николая Асаула, финансирование должно взять на себя ТУ Росграницы, но Михаил Смолкин утверждает, что лимит, определенный на этот год на все его объекты, составляет всего 3 млн рублей.

Морской совет Петербурга от имени Смольного в ближайшие дни направит в Минтранс РФ заявку на увеличение финансирования «Морского фасада».

Из-за того, что таможенный пункт пропуска для яхт действует в Петербурге только на Морском вокзале, а заходить во внутренние воды РФ иностранным судам не разрешается, доступ в наш город туристическим яхтам из других стран фактически закрыт.

По словам Николая Асаула, каждый раз для проведения международных регат (например, прошлогодних Volvo Ocean Race и The Tall Ships’ races Baltic) приходится ходатайствовать в правительство РФ, чтобы оно принимало специальные постановления, разрешающие впускать в Петербург иноземные суда. На регулярной основе организовать это сейчас крайне сложно из-за проблем с законодательством.

Разработанный КТТП в прошлом году законопроект «О развитии яхтенного туризма в РФ», в котором прописан порядок допуска в наши воды иностранных судов, до сих пор не прошел даже первое чтение в Госдуме.

«Потенциал у нас в этом смысле огромен. Сравните: в Финляндию ежегодно заходит 30 тысяч иностранных парусных судов, в Петербург – всего 30. Объяснений этому много: и трудности с погранично-таможенными формальностями, и то, что единственная точка, где иностранные яхтсмены могут пройти пограничный контроль, - это Морской вокзал, инфраструктура которого оставляет желать лучшего», - говорит Асаул.

По мнению Смольного, наиболее удобная точка для создания альтернативного таможенного пункта, - Кронштадт. ОАО «Третий парк», которое с 2006 года развивает кронштадтский форт «Константин», готово вложиться и в организацию таможенного терминала. Но закон «О госгранице» опять же запрещает это делать без федерального финансирования.

Николай Асаул заявил, что Смольный будет усиленно лоббировать внесение поправок в перечисленные федеральные законы и принятие нового - о яхтенном туризме. Но спрогнозировать, когда можно ждать результатов, не смог.

Деньги из воды

Оценить совокупные доходы, которые город не получает из-за нерешенности перечисленных проблем, эксперты не берутся. Можно говорить лишь о примерных оценках по отдельным отраслям. По данным Управления по туризму петербургского комитета по инвестициям и стратегическим проектам, среднестатистический иностранный турист тратит в Петербурге как минимум $200 в сутки. Каждая яхта стоит в городе обычно не менее двух суток. Экипаж судна - в среднем три человека. По масштабам Петербург сопоставим с Финляндией. То есть город не получает из-за неразвитости яхтенного туризма как минимум $18 млн.

Это без учета расходов на зимнее хранение яхт.

«Сейчас многие яхтсмены из Италии, Испании, Франции держат свои суда, например, в Польше, где расценки на хранение существенно ниже. Наши же владельцы яхт хранят их в Финляндии, так как в Петербурге для этого нет возможностей. Если будет создана необходимая инфраструктура для развития яхтенного туризма, а также разрешена проблема с заходом судов во внутренние воды РФ, мы сможем получить десятки тысяч судозаходов в год», - говорит председатель регионального совета Российского союза туристической индустрии Сергей Корнеев.

Он также отмечает, что иностранцев, желающих въехать в Петербург со своим автомобилем, вряд ли будет очень много - в России слишком плохие дороги, чтобы привлечь зарубежных туристов-автомобилистов. Иное дело – россияне.

«Возможность, проведя всего лишь ночь на пароме, без прохождения утомительных таможенных процедур и ожидания в очереди на границе, оказаться, скажем, в Скандинавии - очень привлекательна для россиян», - считает Сергей Корнеев.

Текст: Ольга Мягченко