На последнем заседании городское правительство приняло постановление "Об упорядочении объектов и комплексов (зон) мелкорозничной торговли в Санкт-Петербурге".

В соответствии с документом, торговые объекты не могут располагаться в пределах 50-метровой зоны от станций метрополитена, а также ближе чем в 10 метрах от павильонов ожидания городского транспорта.

Основы демонтажа

Ларьки, местоположение которых не соответствует установленным критериям, будут демонтированы по истечении сроков действия договоров аренды. Исключение сделают для стационарных сооружений, обеспеченных инженерными коммуникациями, а также для газетных киосков. После некоторых раздумий в список «льготников» включили цветочные ларьки и театральные кассы.

Вся 50-метровая зона вокруг станций будет передана в ведение метрополитена. Причем предстоящая мелкорозничная «зачистка» коснется и самого ГУП «Петербургский метрополитен». Правительство города намерено запретить торговлю в вестибюлях и подземных переходах. Список разрешенных к продаже товаров будет составлен в течение месяца. Скорее всего, в него попадут все те же цветы, театральные билеты и газеты. Особо жестко чиновники настроены в отношении игровых автоматов – их обещают удалить из вестибюлей станций до конца этого года.

По главам и районам

Необходимость принятия постановления подкрепили иллюстративным материалом. На заседании губернатор демонстрировала фотографии, подтверждающие «безобразия» уличной торговли возле станций. Свой гнев Валентина Матвиенко обрушила на глав районных администраций, которые допускают продажу возле метро «арбузов, нижнего белья и обуви». Среди отличившихся торговым бескультурьем - станции метро "Озерки", "Проспект Просвещения", "Чкаловская", "Звездная"...

Руководители районов делали попытки доказать свою невиновность, слабо переходящие в критику решения правительства. Так, глава Выборгского района Виктор Колесников говорил о грядущих сложностях ликвидации торговли возле метро. А глава Московского района Александр Полукеев рассказал, что метрополитен и сегодня складирует мусор вокруг станций. А когда получит во владение обширную территорию, то она вскоре «полностью зарастет грязью».

Валентина Матвиенко ничьи доводы слушать не стала. «За 50-метровую зону теперь будет отвечать метрополитен. Помимо всего, это требования Федеральной антитеррористической комиссии», - добавила губернатор.

Ларечная реформа

Сами бизнесмены склонны видеть в происходящем очередной этап войны Смольного с ларьками. В ноябре прошлого года правительство выпустило постановление № 1885 "О размещении и оборудовании павильонов ожидания городского пассажирского транспорта". Утвержденная программа предполагает поэтапную замену всех «остановочных» ларьков на павильоны-рекламоносители. Ликвидацию обещали сделать щадящей: предпринимателям, у которых заканчивался срок аренды, отводилось шесть месяцев для поиска альтернативных мест и передислокации объектов. Правда, новые площадки под торговые точки давать так и не начали, а объекты уже сносят. В итоге противостояние вылилось в митинги протестов и обращения в суды.

По данным Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса, процесс предоставления альтернативных площадок практически не идет. Например, Калининский район выделил 25 новых мест под переезд, в остальных районах – по 7-10. Всего в Петербурге насчитывается более 1,5 тыс. торгово-остановочных павильонов, которые планируется демонтировать.

Уставной тупик

По новому постановлению будет ликвидировано примерно такое же количество объектов. По приблизительным оценкам, вокруг каждой из 59 станций метрополитена располагается от 10 до 50 торговых точек. Заместитель директора Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Сергей Веснов говорит про очередное наступление на малый бизнес. «Городские власти много говорят про заботу о нем, а на самом деле все делается, чтобы расчистить место для крупных торговых сетей. Необходимо реорганизовать сложившийся рынок мелкой розницы, ведь потеряв его, будет очень трудно создать новые рабочие места. Мы готовы сотрудничать с властью, но пока даже диалога не получается».

Инициативами Смольного недовольны и законодатели. Депутат Михаил Амосов полагает, что такого рода решения должны оформляться в виде городских законов. «Почему правительство решает, что у метро можно торговать газетами, а, например, не мороженым, я не понимаю. До последнего времени единственным органом, который мог бы указать чиновникам, что они вышли за пределы своей компетенции, был Уставной суд», - говорит Михаил Амосов. Запрос о соответствии постановления № 1885 городскому Уставу был направлен группой депутатов еще в мае. Однако Смольный сумел провести через парламент поправки в городской закон об Уставном суде, которые этим летом вступили в силу. Они предусматривают переизбрание в сентябре действующего судейского состава, а также запрещают обжаловать любые нормативно-правовые акты кроме законов. Препятствий для проведения масштабной мелкорозничной «зачистки» не осталось.

Текст: Александр Смирнов