– В 2009 году Арбитражный суд Петербурга и области рассмотрел свыше 84 тысяч дел – почти на 65% больше, чем в 2008-м. С чем связан подобный рост – с неоднозначностью отечественного законодательства, кризисными явлениями в экономике или чем-то еще? Какие категории споров превалируют?
– На мой взгляд, экономические факторы здесь вторичны. В последнее время Арбитражный суд Петербурга и области рассматривает все больше исков с вполне предсказуемым исходом: пенсионный фонд взыскивает обязательные налоговые платежи, страховщики судятся за перечисления по суброгации и т. д. Любое, самое малозначительное и не вызывающее на первый взгляд разночтений, дело предпочитают рассматривать в суде.
Полагаю, увеличение числа обращений свидетельствует о формировании гражданского сознания руководителей предприятий и органов государственной власти, доверии к судебной системе в целом.
Система арбитражных судов существует в России лишь с 1992 года, в то время как во многих странах она функционирует на протяжении нескольких столетий. Однако уже сейчас можно говорить о том, что правовой нигилизм хозяйствующих субъектов ушел в прошлое: компании предпочитают решать конфликты цивилизованным путем.
Растет количество споров между хозяйствующими субъектами. Экономический дискомфорт последних месяцев играет в этом отнюдь не последнюю роль.
Все больше исков вчиняют банки к своим заемщикам, которые не могут расплатиться по выданным кредитам. Судьи рассматривают сотни поданных от имени КУГИ и Росимущества исков о взыскании арендной платы, расторжении договоров аренды. Количество подобных дел увеличилось в несколько раз по сравнению с докризисным периодом. Растет число дел о банкротстве: если в 2008-м поступил 991 подобный иск, то в прошлом – уже 1 377, из которых около 1,1 тысячи принято в производство.
Думаю, что в этом году рост количества поданных исков продолжится: если в 2009-м мы приняли к рассмотрению 95 тысяч дел, то в 2010-м мы ожидаем уже 120 тысяч.
– Наверное, число споров можно уменьшить благодаря третейским судам и институту медиации. Готовы ли частные организации и органы власти решать конфликты подобным путем?
– В России система медиации и третейских судов лишь начинает работать. Медиация являет собой внесудебную процедуру разрешения споров, в результате которой спор можно урегулировать, не вынося того или иного процессуального решения. По сути – заключить мировое соглашение без суда. Иными словами, задача медиатора – провести, скорее, не юридическую, а психологическую работу. К сожалению, далеко не все готовы решать конфликты подобным путем. Думаю, что работа третейских судов и медиаторов будет востребована лет через десять, когда в лучшую сторону изменятся экономика и сознание людей. За прошлый год в моей практике удалось заключить три мировых соглашения, два из которых – между частными компаниями и государственными органами. И даже этими результатами стоит гордиться.
– Справляются судьи с существующей нагрузкой? Удалось ли за последние годы решить кадровый вопрос – в 2004-м году, когда был создан 13-й Арбитражный апелляционный суд, почти половину судейского состава перевели туда. Как обстоят дела с подготовкой молодых специалистов?
– Справляются, но с трудом: у нас работают 106 судей, и за день каждый из них рассматривает до 70 дел. К сожалению, мы физически не можем расширить штат суда в рамках существующего здания на Суворовском проспекте, 50–52, – здесь катастрофически не хватает помещений. Сейчас мы хоть как-то пытаемся решить проблему – найти отдельные помещения для архива и рассмотрения дел по банкротству. До того как построят новое здание Арбитражного суда, эти меры должны ускорить процесс рассмотрения дел.
Мне часто задают вопросы о качестве вершимого в стенах нашего суда правосудия. Разумеется, человеческий ресурс ограничен: из-за загруженности судейского корпуса порой нарушаются сроки отправки исполнительных листов, других судебных актов.
Однако могу заверить, что все работающие в Арбитражном суде Петербурга и области судьи – настоящие профессионалы, которые любят и ценят свое дело.
Если оценивать систему подготовки специалистов для судебной системы в целом, то я ею доволен. Петербургские вузы выпускают компетентных и грамотных специалистов. В конце концов мы живем в культурной столице России – городе с огромным научным и образовательным потенциалом. Да и архитектурная красота, знаете ли, воспитывает.
Когда я закончил юридический факультет и начал работать адвокатом, многое приходилось изучать с нуля. Нелепо говорить о том, что юридические вузы «штампуют» готовых адвокатов или судей. Университет предоставляет азы профессии, формирует менталитет, закладывает основы профессиональной самоидентификации. А практика порой бывает труднее теории. Несколько лет назад мы создали институт судейских помощников. Как правило, через три-пять лет работы они становятся полноценными судьями. За это время человек получает практический опыт ведения дел.
– Проблема рейдерства не теряет своей актуальности – захваты собственности происходят на основе решений арбитражных судов. Можно ли противодействовать использованию подобных схем в рамках компетенции судей?
– В первую очередь при рассмотрении подобных дел арбитраж руководствуется нормами действующего законодательства. Однако многое зависит от порядочности ведущего процесс судьи – в подобных случаях закон позволяет принимать решения исходя из морально-этических соображений, а не только анализа представленных доказательств. Задача права – регулировать экономические взаимоотношения, но не стоит забывать о том, что их суть все время меняется. Любой нормативный акт не может быть идеальным – ситуация постоянно меняется, и на следующий день после принятия закон может устареть. Приходится вносить поправки или принимать другой закон. Изменение законодательства – это нормальная экономическая и политическая практика.
Рейдерство – тоже своеобразное изменение сути экономических взаимоотношений. Увы, оно вызвано несовершенством законодательной базы.
Не стоит забывать, что рейдерские захваты собственности – явление отнюдь не российское. Проблема была актуальна в разное время практически для всех стран с развитой и развивающейся экономикой. Однако сейчас она уже не столь актуальна, как раньше: ликвидного имущества осталось не так уж и много, а бороться за него с помощью законодательных лазеек все труднее.
– Суд первой инстанции принимает на себя основную тяжесть рассмотрения арбитражных дел. Однако некоторые решения зачастую отменяются апелляционной и кассационной инстанциями, отправляются на новое рассмотрение. Почему так происходит?
– За прошлый год в вышестоящих инстанциях обжаловали 12,3 тысячи наших решений. Из них две тысячи отменено апелляционным судом, 835 – кассационным и лишь пять – Высшим арбитражным судом РФ. При том что по итогам года удалось рассмотреть более 84 тысяч дел. И потом это вполне нормально, когда в вышестоящих инстанциях обжалуются наши решения. Как говорится, два юриста – три мнения.
– В последнее время много упоминается о внедрении системы электронного правосудия. Какие разработки и технологии планируется использовать в работе Арбитражного суда Петербурга и области?
– Мы все активнее применяем современные информационные технологии, которые облегчают доступ к правосудию и повышают его эффективность.
Сейчас создаем отдельный блок электронного правосудия. Конечно, эта работа требует значительных материальных и временных затрат, однако дивиденды оправдают все вложения. Мы уже начали вести эту работу – создали сайт суда, где можно найти информацию по любому рассматриваемому делу. Сейчас мы можем направить в адрес участника процесса копии принимаемых судебных актов и документов по делу с помощью электронной почты. Для этого необходимо заключить соглашение об электронном обмене информацией. Стороны также имеют право направить документы по электронной почте.
Показателен опыт Федерального арбитражного суда Московского округа – во время каждого судебного заседания ведется видеозапись и к делу прилагается диск. Таким образом, можно обеспечить полное соблюдение прав участников процесса при рассмотрении дел. Не исключено, что в будущем мы внедрим подобную практику в работу Арбитражного суда Петербурга и области.
Кроме того, мы планируем использовать мировой опыт судопроизводства. К примеру, в некоторых странах развита система допроса свидетелей без их вызова в суд. В США часть судей рассматривают дела, находясь в других штатах, – с помощью системы видеосвязи.
Однако все нововведения не должны носить революционный характер. Изменения в работу арбитражных судов необходимо вводить постепенно. Вместе с тем граждане должны знать, что улучшения произойдут уже скоро. Внедрение новых технологий в работу судебной системы – перспектива ближайших лет, а не десятилетий.
Правда, не стоит забывать, что далеко не все готовы к такому повороту событий. Необходимо постепенно менять сознание людей, особенно тех, которые работают в государственных органах власти. Думаю, что со временем бумажное делопроизводство отойдет в прошлое.
– В июне прошлого года Градостроительный совет Петербурга одобрил проект строительства нового здания Арбитражного суда на улице Смольного, 6. Расскажите подробней об этом проекте: на какой стадии находится его реализация, изменится ли работа суда после переезда? Когда планируется завершить строительство?
– Сейчас ведутся предпроектные работы. Изначально мы как заказчики были не согласны с архитектурным решением фасадной части здания. Градостроительный совет одобрил концепцию строительства с учетом наших пожеланий.
Очень важно, что у нас сложились хорошие отношения с подрядчиком строительства – компанией «Мостострой 6». Мы пришли к общему мнению, что в Петербурге необходимо создать величественное здание, которое бы вписалось в городской ландшафт, соответствовало архитектурным традициям Северной столицы и подчеркивало ансамбль Смольного собора.
Здание возведут в строгом классическом стиле – в его отделке планируется использовать натуральный камень, внешнее оформление подчеркнут фонари, арабески и полуколонны с каннелюрами.
Новый суд будет шестиэтажным. Кроме того, в здании планируется сделать три подземных этажа – там расположатся архив и парковка на 150–200 машин, а также разместить большой актовый зал, удобные кабинеты для судей, столовую, спортивный зал, кабинет психологической разгрузки. Внутри расположится атриум с красивыми мостиками между этажами.
Проектом предусматривается создание музея суда, экспозиция которого будет посвящена истории коммерческих судов России, а отдельный стенд – ветеранам арбитражного суда.
Новое здание рассчитано на 150 судей и свыше 450 работников. Таким образом, благодаря его строительству проблема нехватки помещений уйдет в прошлое.
Завершить строительство планируется в 2012 году – тогда в Петербурге появится самое красивое в России здание суда – настоящий Дворец правосудия.