О развитии проекта на Чугунной улице в Петербурге «БН.ру» сообщили на самом предприятии «Вагонмаш». Новый комплекс будет построен в отводах территории, арендованной предприятием у города. Площадь участка, на котором построят комплекс, составляет 5,5 га. Сам объект будет состоять из шести зданий общей площадью более 26 тыс. кв. метров. Это будет завод по сборке вагонов для метро 4-го поколения – серия «Нева». Мощность комплекса составит 100 вагонов метрополитена в год.

«Постановление на изыскательские работы мы ожидали еще в декабре, но из-за большого количества необходимых согласований процесс затянулся. Сейчас подготовительные процедуры в завершающей стадии. И мы надеемся получить необходимые разрешения во втором квартале этого года», - заявила пресс-секретарь «Вагонмаша» Анастасия Гурина.

По ее словам, генподрядчиком строительства станет чешская компания «ЦИАС», которая возводила аналогичные комплексы в Европе, в частности, по заказу Skoda. Инвестиции (с учетом строительства первого опытного состава) оцениваются в 3 млрд рублей.

«Мы ведем переговоры с Северо-Западным банком Сбербанка РФ о предоставлении под проект кредита в объеме 1,8 млрд рублей. Но решение еще не принято», - отметила Анастасия Гурина. По ее словам, первый опытный состав из шести вагонов «Вагонмаш» должен передать для испытаний метрополитену уже в этом году. «А полностью ввести новый комплекс в эксплуатацию мы планируем во втором полугодии 2011 года. Пока все работы по проекту «Вагонмаш» финансирует самостоятельно», - рассказала она.

Возможно, из-за больших вложений оборотных средств в новый проект у «Вагонмаша» в конце прошлого года возникли небольшие сложности с погашением обязательств по ценным бумагам. В декабре 2009 года «Вагонмаш» допустил технический дефолт по купону второго выпуска облигаций. (Бумаги на 1 млрд рублей компания выпустила в декабре 2006 года. К декабрю в обращении оставалась примерно половина выпуска, поскольку по бумагам были предусмотрены две оферты – «БН.ру»). «Вагонмаш» должен был выплатить держателям облигаций около 40 млн рублей, однако не сделал этого.

«Мы не расплатились до сих пор, но обязательно сделаем это в ближайшее время», - заявил источник «БН.ру» в компании, но сроки погашения долгов, а также причину их возникновения не раскрыл. В целом, согласно данным открытых источников, долговая нагрузка компании в 2009 году выросла с 1,96 млрд рублей до 2,63 млрд рублей. Тем не менее, аналитики полагают, что «Вагонмаш» найдет средства для расчета с держателями облигаций, и эта ситуация не помешает реализации заявленного проекта.

Как рассказал «БН.ру» заместитель управляющего директора ИК «Ленмонтажстрой» Денис Демин, дефолт не является глобальной проблемой. «Всегда есть возможность вывести инвестиционный проект в отдельное юридическое лицо – за рамки эмитента – чтобы обезопасить от прежних обязательств. Компания не является банкротом и может рассчитывать на поручительства города. Так что кредитное окно Сбербанка, думаю, для «Вагонмаша» открыто. Кредит можно обеспечить существующими активами инвестора или долей в проекте. Сбербанк всегда идет навстречу социально значимым проектам, особенно, если заемщик обладает достаточными залогами».

Первый заместитель председателя КЭРППиТ Сергей Фивейский подтвердил «БН.ру», что проект «Нева» очень нужен Петербургу. Он победил в прошлом году в конкурсе на лучший городской инновационный проект в номинации «для нужд городского хозяйства».

«Премия, которую получила компания «Вагонмаш», составила 3 млн рублей. Среди инновационных характеристик проекта, стоит выделить увеличение сроков службы вагонов, снижение массы поезда, уменьшение энергопотребления на 30%. Кроме того, этот инновационный продукт имеет перспективы выхода в другие регионы России», - говорит Фивейский.

А по мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, примерный срок окупаемости нового комплекса может составить 3-5 лет. «Возможно, что заявленных инвестиции будет недостаточно, и потребуется увеличение размера необходимых инвестиций», - считает он. По оценке Баранова, потребность города в такой продукции может составлять 30-40 вагонов в год.

 
Справка БН:
ЗАО «Вагонмаш» — второй после «Метровагонмаша» (входит в «Трансмашхолдинг») производитель вагонов метро в России. В 2008 году компания выпустила 42 вагона, а «Метровагонмаш» — 208. Кроме того, компания поставляет пассажирские вагоны для РЖД. В 2008 году было выпущено 84 вагона, в то время как крупнейший их производитель, Тверской вагоностроительный завод, произвел 1142 вагона.

Текст: Наталья Ковтун