Как сообщил председатель комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП) Николай Асаул, речь идет о первых четырех из 16 водных маршрутов, утвержденных постановлением праительства Петербурга от 14 декабря 2009 года. В качестве пилотных были выбраны Приморская, Кронштадтская, Центральная и Пригородная линии водного такси. Полная информация обо всей программе приведена на сайте КТТП.
Протяженность первой линии - 24,7 км. Это будет круговой маршрут - он пройдет по Большой Невке от Арсенальной набережной через реку Карповку, Выборгскую набережную, мимо метро "Черная речка", обогнет Елагин остров и по Средней и Малой Невке вернется обратно на Арсенальную. По маршруту предполагается 13 остановок. Время в пути - 40 минут, стоимость поездки - 50 рублей.
Вторая линия стартует от Арсенальной набережной до Кронштадта, ее общая длина (туда и обратно) - 76,3 км, она имеет три остановки - у Эрмитажа и на двух конечных пунктах. Время в пути в одну сторону - 45 минут, стоимость поездки - 96 рублей.
Центральная линия проходит по Неве и Большой Неве от "Ленэкспо" до метро "Площадь Александра Невского" - ее общая длина 32,3 км, она имеет 19 остановок на весь круг. Время в пути по всему маршруту - 70 минут, поездка обойдется в 50 рублей.
Пригородная линия свяжет города Кронштадт и Ломоносов. Ее длина всего 7 км, которые водное такси должно преодолеть за 15 минут. Стоимость поездки - 39 рублей.
Остальные 12 линий КТТП обещает разыграть в 2011 году. Кроме того, Николай Асаул не исключает, что если услуги водных "маршруток" будут пользоваться большим спросом, то будет организовано и такси по вызову, а также разработаны новые маршруты.
Кто поплывет
Одно из обязательных условий для победы в конкурсе - наличие у претендента достаточного парка судов или, по крайней мере, проплаченных авансов на их изготовление. При этом до Кронштадта будут ходить теплоходы класса "Метеор" вместимостью 116 человек, включая пятерых членов экипажа. По остальным маршрутам - катера на 11-12 человек, из которых двое - экипаж. КТТП предлагает на выбор два варианта: катера Hitek 85 С taxi и Stromberg 28.
Смольный обещает субсидировать перевозки, чтобы обеспечить прибыль перевозчикам и при этом не допустить повышения тарифа до рыночного уровня - иначе, по словам Николая Асаула, спроса на водное такси не будет. В общей сложности на все четыре линии в бюджете Петербурга на текущий год заложено 83 млн рублей субсидий (на все 16 маршрутов потребуется 320 млн). Объем выделения каждому конкретному перевозчику будет зависеть от того, сколько рейсов сделали его суда, соблюдает ли он расписание, какова загрузка такси и т.д. Чем меньше пассажиров перевезет судовладелец, тем меньше денег от города получит, поясняет заместитель председателя КТТП Ирина Синева.
Заявки на участие в конкурсе будут приниматься до 18 марта, итоги подведут в конце марта. С победителями заключат контракты на пять лет. По словам Николая Асаула, в каждом маршруте может оказаться по несколько победителей - все маршруты разбиты на отдельные лоты.
Вице-президент, председатель регионального совета Российского союза туристической индустрии Сергей Корнеев считает, что потребность петербуржцев и гостей города в водном такси так велика, что в целом годовой пассажиропоток этого вида транспорта может составить 2,87 млн человек. Разумеется, при увеличении сети маршрутов. По его данным, городской пассажирский транспорт сейчас обеспечивает лишь 73% от потребности Петербурга. Причем возможностей для увеличения пропускной способности традиционных видов транспорта в городе нет, а рост пассажиропотока очевиден. "Год назад, когда только разрабатывалась эта программа, мы проводили опрос населения, и 66,7% респондентов однозначно заинтересовались возможностью пользоваться услугами водного такси. Особенно актуально это для гостиниц, которые находятся на набережных. Туристы, которые ездят на водные экскурсии, часто спрашивают, есть ли в Петербурге регулярный водный пассажирский транспорт", - говорит Сергей Корнеев.
"При всех перечисленных условиях рентабельность этого бизнеса составит как минимум 10%", - считает старший консультант компании Grant Thornton Елена Карпус. Ее фирма по заказу Смольного рассчитывала экономические показатели проекта.
"Заточенный" конкурс
Однако сами перевозчики вовсе не так оптимистичны. Они обнаружили в конкурсной документации и экономическом обосновании целый ряд просчетов. Например, по словам генерального директора компании "Драйвер" Дмитрия Геленовского, стоимость расходов на топливо в приведенных КТТП расчетах занижена как минимум в десять раз. Другие его коллеги добавляют, что с горюче-смазочными материалами в расчетах ошиблись еще больше: тех средств, которые перевозчик должен будет потратить на ГСМ в месяц на все судна одного маршрута, не хватит даже на обслуживание одного. Гендиректор компании Astra Marin Андрей Кузнецов считает, что пассажиропоток будет значительно меньше расчетного. Во-первых, потому, что добираться до многих остановок водного такси будет неудобно, и горожане вряд ли предпочтут такой транспорт наземному и метро. Для туристов же плавучие "маршрутки" не подходят - обзор в них закрыт, а гости города интересуются прежде всего видами Петербурга. Во-вторых, рассуждает Андрей Кузнецов, расчеты строятся на том, что пассажиры будут выходить и заходить на остановках. "По нашим наблюдением и оценке наших коллег, большинство пассажиров будет пользоваться маршрутом, чтобы попасть из одной конечной точки в другую. То есть на промежуточных остановках либо вообще никто не сможет зайти, либо один-два человека", - считает Кузнецов. Значит, тем, кто стоит на остановке, придется прождать следующего катера не 15-30 минут, как указано в расписании КТТП, а существенно дольше. Никакой гарантии быстро и вовремя добраться до места.
Вице-президент компании "Матиссов остров" Дмитрий Тимохин считает, что понтоны шириной 2,5 м, которые собирается устанавливать на остановках Смольный, не достаточно безопасны. "Сейчас у нас стоят пятиметровые понтоны - и то их часто отрывает. А на этих пассажиры просто не смогут удержаться", - говорит он.
Кроме того, отмечают представители других компаний, найти необходимое количество капитанов для работы на новых судах в срочном порядке невозможно. "Такого количества специалистов на рынке просто нет. На каждый катер нужно по два капитана-механика. То есть на Приморскую линию, например, их нужно будет всего десять человек, на Центральную - 18. Это не настолько распространенная профессия, чтобы можно было так легко найти людей", - считает Дмитрий Тимохин.
Не решен также вопрос с организацией мест зимнего отстоя судов. Генеральный директор СПбГУ "Управление водного транспорта" Артур Гавлюк признал, что "такая проблема есть", но, по его мнению, решать ее должны сами перевозчики. Они же заявляют, что для этого город сначала должен выделить специальные территории - а этого не сделано.
Глава одной из компаний-перевозчиков, не пожелавший видеть свою фамилию в прессе, добавляет: один из самых слабых пунктов у КТТП - покупка судов. По словам директора по развитию ООО "Интер Яхт Сервис" (дилер по продвижению продукции нижегородского завода EK Marine, который производит Hitek) Дениса Синечкина, один катер будет стоить 3,5-4 млн рублей. Причем Hitek еще не запущен в серийное производство. Денис Синечкин сообщил, что катер еще даже не прошел одобрение Морским и Речным) регистрами РФ.
"Для Центральной линии я должен закупить девять судов, это обойдется в 31,5-36 млн рублей. Предположим, что я проплачу производителю аванс хотя бы в 30%, но не выиграю. Что я буду делать потом с заказом? На туристических маршрутах я эти катера использовать не смогу - они не подходят для этого. А если выиграю, какое предприятие сможет фактически за месяц изготовить такое количество судов? Особенно учитывая, что они даже еще не одобрены регистром?" - недоумевает перевозчик, собеседник "БН.ру".
Правда, Николай Асаул пообещал, что проигравшим компаниям тоже найдется работа: "Они могут предлагать свои разработки по другим маршрутам, участвовать в конкурсах на остальные 12 линий в 2011 году".
Однако участники рынка на обещания не очень рассчитывают. "Судя по тому, как составлена документация этого конкурса, я могу предположить, что она "заточена" под конкретные компании, у которых уже есть и суда, и персонал для работы на них, и другие условия, чтобы обеспечить заявленный уровень рентабельности", - делает вывод не пожелавший называться руководитель компании-перевозчика.