В перечень Минпромторга вошли ООО «Завод «Севзапсталь», ЗАО «Петромакс», ООО «Всеволожский завод алюминиевых сплавов» (Петербург), а также областной филиал ЗАО «Петромакс» и ЗАО «Авантек» (Ленобласть).
Кому сдавать утиль
С инициативой увязать сдачу старой машины на утилизацию и покупку новой прошлым летом выступило Минприроды РФ. Суть его предложений сводилась к тому, чтобы за автоутиль гражданин получал бы сертификат стоимостью 50 тысяч рублей, который мог бы потратить на приобретение новой машины или на покупку качественного бензина. Таким образом министерство рассчитывало избавиться от сотен тысяч «убитых» машин, ежегодно оставляемых владельцами на улицах по всей стране. По данным МВД РФ, в стране зарегистрировано свыше 38 млн единиц автотранспортных средств, из которых свыше 48% старше десяти лет. При этом, по данным Министерства природы, по крайней мере 400 тысяч автомобилей брошено владельцами или разукомплектовано.
Премьер-министр РФ поручил Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития разработать соответствующую целевую программу. Программа была принята в конце прошлого года и начнет работать с 8 марта 2010-го.
Но с момента подачи инициативы Минприроды она сильно изменилась. Программа предусматривает выделение средств только тем, кто будет покупать отечественное авто. В утиль планируется принимать машины старше десяти лет, зарегистрированные на последнего владельца не менее года назад, причем автомобиль должен быть на ходу, быть полнокомплектным и иметь разрешенную полную массу не более 3,5 тонн. Предполагалось, что по всей стране в программе примут участие около 200 тысяч авто. Стоимость программы - 11 млрд рублей, из них Петербург получит 2 млрд. Миллиард рублей в масштабах всей страны будет потрачен на компенсацию транспортных расходов автодилеров, которые будут направлять машины на утилизацию (всего по РФ будет примерно десяток пунктов приема). Остальное - субсидии покупателям новых авто. Им предлагается 60-65 моделей из авторяда российского производства.
В декабре 2009 года Минпромторг утвердил программу пилотного проекта, в январе - его участников, а 9 февраля - перечень автодилеров, а сегодня одобрил предложения регионов-пилотов по предприятиям, которые займутся разборкой машин. На своем сайте министерство дает детальные рекомендации тем, кто желает сдать свою машину в рамках программы.
В эксперименте участвуют Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининградская область, Краснодарский край, Свердловская и Ростовская области, Республика Башкирия, Самарская и Челябинская области, Республика Татарстан, Нижегородская область, Новосибирская область, Красноярский край, Приморский край, Республика Удмуртия, Ульяновская и Калужская области.
Каждый автовладелец должен будет заплатить за утилизацию 3 тысячи рублей. Глава городского управления по обращению с отходами производства и потребления определило Всеволод Хмыров считает, что в 2010 году они смогут принять 100 тысяч машин.
Никто не поедет
Сами участники «пилота» считают программу заведомо провальной. Правда, на заводе «Севзапсталь» отрапортовали «БН.ру», что предприятие рассчитывает принимать по 500 машин в день. Но не смогли спрогнозировать, сколько авто реально поступит на завод.
«Мощности предприятий для утилизации хватит и в Петербурге, и в Москве. Возможно, в регионах с этим будут некоторые проблемы. Но дело не в этом. Мы готовы принимать и по сто, и по двести машин в день. Вопрос в том, будут ли такие поступления. Бешеного наплыва из желающих утилизировать свое авто мы не ожидаем. Хотя, наверное, спрос на наши услуги несколько возрастет», - предположил в беседе с «БН.ру» коммерческий директор ЗАО «Петромакс» Алексей Саратов.
Эксперты полагают, что россияне не захотят вступать в бюрократические отношения с государством, чтобы сдать свое авто, когда можно просто бросить его на улице или сдать в нелегальную авторазборку. Это, кстати, подтверждает и февральский опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения - только половина из тех, кто может участвовать в программе, готовы попробовать.
Но самое главное - изначально ущербные условия участия в программе. «Эффективность и массовый интерес к этой программе непредсказуемы и просчету не поддаются. Мы осторожно прогнозируем, что сначала будет первая волна желающих сдать свои машины, но потом все плавно сойдет на нет. Прежде всего, потому, что очень мало тех, кто потенциально может участвовать в программе. Судите сами: стали бы вы столько лет ездить на старой Волге или Жигулях, если бы имели финансовую возможность купить новую машину? Вот если бы сертификат, который выдается тому, кто сдает машину, был бы не именным, тогда, возможно, часть проблемы удалось бы снять. Но Минпромторг нигде не разъясняет, можно ли передоверить этот сертификат», - рассуждает директор по развитию ЗАО «Авантек» Сергей Ганичев.  По его мнению, «правительство не с той стороны потянуло за эту веревочку». «Нам нужен закон об авторециклинге, где был бы четко прописан процесс отчуждения автособственности. Мы, например, готовы сами забирать старые авто, брошенные на улицах, но не имеем права этого делать», - продолжает он.
По данным Ганичева, ежегодно в Петербурге выбрасывается на улицу 40-60 тысяч старых машин. Из них «Авантек» получает на переработку лишь 10%. Доля остальных участников этого рынка столь мала, что существенно не влияет на статистику. Даже если исходить из установленных минимальных расценок на прием старого авто, годовой оборот рынка мог бы составить приличную сумму - 120-180 млн рублей. Это без учета дохода от переработки и вторичного использования составных частей автомобиля. Эксперты не берутся давать более точные оценки емкости рынка с учетом всех параметров, отмечая лишь, что они больше указанных сумм в разы.
«Отличие российской программы от аналогичных западных в том, что она нацелена не на решение экологических проблем, а на поддержку отечественного автопрома», - говорит Алексей Саратов, не относя это качество к достоинствам инициативы Минпромторга.
По мнению главы Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга Вячеслава Прохорова, подавляющее большинство машин, нуждающихся в утилизации, вообще остаются за пределами компетенции каких бы то ни было нормативных актов. «Нужно, чтобы предприятия, которые занимаются утилизацией авто, получили право самостоятельно проводить юридическую очистку машин. С другой стороны, сами площадки для утилизации должны быть готовы к приему авто. А я не уверен в том, что у нас есть хотя бы одна компания, которая обладает всеми необходимыми для этого лицензиями. В Петербурге много более или менее легальных разборок авто, но никто не следит, что именно он принимают на утилизацию и имеют ли лицензии на это. Ведь автомобиль - это опасные отходы, в его составе кадмий, свинец, другие вредные вещества. Но об этой стороне вопроса никто не думает», - сетует Вячеслав Прохоров.
Правда, координатор координатор проекта по эффективному использованию ресурсов петербургского отделения «Гринпис» Игорь Бабанин считает, что ужесточение контроля за рециклингом вообще парализует этот бизнес в России. По его мнению, если у нас будут приняты законы по авторециклингу, аналогичные европейским, то создание автоперерабатывающих предприятий по всем правилам будет невозможно. «Сейчас механизм утилизации авто у нас хоть как-то работает: автомобили дробятся, отделяется металл и отправляется на вторсырье. А если принять законы европейского образца, то необходимо будет сначала сливать все воспламеняющиеся жидкости, отделять опасные элементы и снимать пригодные для продажи запчасти. Это требования европейских экологов. Затраты на организацию аналогичных операций на российских предприятиях сведет их рентабельность к нулю», - говорит Игорь Бабанин.

Текст: Ольга Мягченко