На конкурс, объявленный 28 декабря 2009 года, был выставлен южный участок ЗСД. В лот входят несколько объектов: первый - от транспортной развязки на пересечении с КАД в зоне "Предпортовая-2" до транспортной развязки на Канонерском острове; второй - от транспортной развязки на пересечении с Краснопутиловской улицей до транспортной развязки в районе Екатерингофки; и третий - от улицы Калинина до транспортной развязки в районе Екатерингофки. Почти весь участок (85%) представляет собой эстакады, мосты, путепроводы и прочие дорожные сооружения. Срок исполнения работ - 15-21 месяцев с момента подписания контракта.
Было подано семь заявок. Сегодня комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) назвал победителя торгов. Контракт достался компании ОАО "Мостоотряд №19". Она предложила выполнить работы за 4,134 млрд рублей при стартовой цене свыше 5,9 млрд рублей. Эта компания в прошлом году уже выиграла контракт на возведение участка ЗСД. Кроме того, она известна как один из основных подрядчиков КАД. В частности, она строила Большой Охтинский мост в составе КАД.
"Отчаянный шаг"
Последний конкурс по ЗСД, по мнению экспертов, еще раз подтверждает, что без демпинга сегодня получить госконтракт невозможно. Самый "дорогой" из претендентов (московская компания ООО ИФСК "АРКС") предложил снижение цены контракта более чем на 16%, победитель - на 30%. Одна из фирм - ОАО Строительное управление №802 - заявила, что может построить южный участок чуть ли не вполовину дешевле (более чем на 40%) от стартовой цены.
До сих пор самым одиозным в смысле демпинга на ЗСД был один из прошлогодних конкурсов, когда победители, компании ЗАО "Пилон" и ОАО «Генеральная строительная корпорация» (ГСК), обошли конкурентов, снизив цену соответственно на 25,7% и на 32,16%. ГСК заявила, что построит участок от проспекта Стачек до улицы Калинина не за 9,139 млрд рублей (стартовая цена), а за 6,2 млрд. "Пилон" за отрезок ЗСД от транспортной развязки в районе Благодатной улицы до проспекта Стачек запросил вместо 7,27 млрд рублей всего 5,4 млрд.
Тогда эксперты единодушно заявили: построить качественную дорогу за такие деньги невозможно. Глава Ассоциации предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга (АПДК) Юрий Агафонов считает, что налицо неприкрытый демпинг. «Для чего проводятся эти аукционы? Кого мы хотим обмануть? Одни делают вид, что сэкономили деньги, а другие – что смогут за эти деньги что-то построить», - возмущается Юрий Агафонов. По его мнению, заявленные победителями суммы «взяты с потолка».
По словам Юрия Агафонова, мировая практика говорит, что снижение от стартовой цены более чем на 10% неизбежно приводит к ухудшению качества строительства.
"Это очень тревожная тендения, ведь техзадание и так рассчитывается на основе государственных расценок, а они уже сами по себе минимальны - так что снижение здесь вообще выглядит странно, - говорит президент Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга «Дормост» Кирилл Иванов. - Чиновники не задумываются о том, что создать серьезную компанию непросто - на это требуется не меньше восьми-десяти лет. Потерять же такое предприятие можно в считанные дни. Госконтракты сегодня - это чуть ли не единственный источник финансирования для дорожно-строительного комплекса в кризис. И чтобы получить контракт и хоть как-то продержаться, компании вынуждены работать в ноль. Отсюда такие конкурсные предложения". По данным "Дормоста", за прошлый год обанкротились около полутора десятков петербургских дорожно-строительных компаний.
Корень проблемы - в 94-м ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», считают эксперты. И дело не только в том, что он не требует проведения предквалификации участников торгов. Специалисты называют ущербным сам принцип проведения конкурсов. Как поясняет Кирилл Иванов, у нас сначала государство перечисляет, что именно и как хочет построить, оценивает свои пожелания, а потом интересуется, кто из подрядчиков сможет сделать это дешевле. В результате организатор торгов получает демпинговое состязание. "А в других странах, в Германии, например, претендентам формулируют задачу: построить через реку переправу, которая должна пропускать такой-то транспортный поток. И компании предлагают свои варианты решения - мост, тоннель, вертолетная переправа, тарзанка. То есть заказчик может выбрать оптимальный вариант по способ решения задачи и цене", - рассказывает Кирилл Иванов.
По его мнению, "ни к чему, кроме грядущих техногенных катастроф, такая конкурсная практика привести не может", потому что действующее законодательство допускает к конкурсам фактически любые компании, даже без опыта работы. Петербургская КАД уже пострадала от этого: один из подрядчиков, фирма "Флора", не смогла выполнить обязательства по строительству трех выигранных ею участков. Сейчас идут судебные разбирательства с подрядчиком, из-за чего невозможно заключить контракт с победителем конкурса по участкам, которые она строила. Конкурс прошел в декабре 2009 года, тогда же должен был быть подписан контракт, но выигравшая компания - ЗАО "Инжтрансстрой" - не может выйти на объект. По словам руководителя пресс-службы этого предприятия Анатолия Гусева, подписание контракта отложено до 1 апреля.
"Хорошо, что в последнем конкурсе по ЗСД выиграла такая опытная и авторитетная компания, как "Мостоотряд №19". Она давно работает на ЗСД, ей не придется тратиться на выход на площадку. Так что здесь снижение вполне оправдано. Хотя со стороны "Мостоотряда" это очень отчаянный шаг - заявлять такое снижение цены. Я знаю, что она заказывала специальные исследования о том, как можно оптимизировать стоимость работ без ущерба качеству. А ведь вполне могла победить и другая фирма, наподобие "Флоры", - говорит Иванов.
Условия, которые предложили участники конкурса на строительство ЗСД.
Название компании
|
Предлагаемая оценка стоимости работ, рубли
|
Предлагаемый срок выполнения работ, месяцы
|
ОАО Строительное управление №802
|
3543713537
|
15,5
|
ЗАО Инжтрансстрой
|
4961195000
|
15,5
|
ОАО Мостострой №6
|
4193394353
|
15,5
|
ООО ИФСК "АРКС"
|
4949386574
|
15,5
|
ЗАО ПО "Возрождение"
|
4689514248
|
15,5
|
ЗАО Пилон
|
4252456245
|
15,5
|
ОАО Мостоотряд №19
|
4134332460
|
15,5
|
Источник - КЭРППиТ