Спор возник летом 2007 года: тогда прокуратура Петербурга решила обжаловать в арбитражном суде Петербурга и Ленобласти решение КУГИ, который оформил в городскую собственность бомбоубежище площадью 101 кв. м на Весельной улице, 11, принятое в эксплуатацию еще в 1953-м. В своем обращении прокуроры опирались на постановление №3020-1, принятое Верховным советом РФ в 1991 году и разграничивающее государственную собственность. По нему, бомбоубежища или так называемые «защитные сооружения» являются федеральным имуществом – до момента определения нового собственника (а городу этот подвал не передавали).
Шесть кругов
Принадлежность спорного помещения не могли определить больше двух лет: объект не имеет особого статуса («защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период»), по которому его можно было отнести к федеральной собственности. А значит, его можно счесть нежилым фондом, который является городской собственностью.
С другой стороны, подвал все же относится к объектам гражданской обороны, а значит должен быть в федеральном владении. Городские арбитражные суды всех трех инстанций выносили различные решения по делу в общей сложности шесть раз.
Суды так и не пришли к единому мнению о том, можно ли отнести бомбоубежище к нежилому фонду, который находится в ведении Петербурга, или же подвал является объектом гражданской обороны и должен быть федеральной собственностью. Дело решили передать на рассмотрение Высшего арбитражного суда (ВАС РФ).
В итоге прокуратуре удалось доказать свою правоту: президиум ВАС отменил все решения арбитражных судов Петербурга в пользу КУГИ.
Не исключено, в ближайшее время прокуратура начнет оспаривать решения о приватизации уже проданных объектов гражданской обороны - как ранее заявлял старший помощник прокурора СПб Игорь Хорошевский, в случае если такие объекты федеральной собственности были проданы городом, сделки будут оспариваться в суде.
Прокурорский триумф
Вопрос об использовании городских бомбоубежищ под нужны города и частного бизнеса стал актуальным еще в январе 2007 года. Тогда на совещании по вопросам создания магазинов «шаговой доступности» заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Николай Архипов говорил, что торговые точки могут размещаться, в том числе, и в бывших бомбоубежищах.
Причем, как неоднократно заявляли в Главном управлении по делам ГО и ЧС Петербурга, в мирное время сооружения гражданской обороны можно сдать в аренду или даже продать в частную собственность. Учитывая, что большинство таких объектов расположены в историческом центре Петербурга, многие из них представляют вполне логичный коммерческий интерес (всего, по данным ГО и ЧС, в городе свыше 4 тыс. бомбоубежищ, из которых около 3 тыс. – это укрепленные подвалы в многоквартирных домах).
Правда, как утверждают в КУГИ, желающих арендовать такие помещения единицы: предпринимателей пугают жесткие условия обременений – в бомбоубежищах нельзя пробивать дополнительные входы и выходы, нарушать конструкции стен и уничтожать вентиляционные системы. А в случае опасности – освободить и привести помещение в боевую готовность за 12 часов.
Сколько именно было продано и сдается в аренду городских бомбоубежищ, чиновники не говорят. «Мы не ведем статистику, сколько именно таких объектов сдано в аренду или продано. Комментарии относительно решения ВАС появятся после того, как появится мотивировочное решение – пока же мы не знаем, на каком основании суд вынес вердикт в пользу прокуратуры. Однако уже сейчас могу заявить о том, что итоги приватизации объектов гражданской обороны пересматриваться не будут», - пояснила «БН.ру» пресс-секретарь КУГИ Елена Бодрова. Руководитель пресс-службы Фонда имущества Алина Куберская также заявила о том, что ее ведомство также не ведет статистику проданных объектов гражданской обороны.
Доподлинно известно лишь о двух таких случаях: в 2007 году фонд реализовал на торгах бомбоубежище на Лермонтовском проспекте, 17, за 2 млн рублей, и на Автовской улице, 2, - за 3,8 млн.
Новый передел
По словамгенерального директора юридической компании Rightmark group, решение президиума ВАС РФ прецедент: отныне при рассмотрении подобных споров суды нижестоящих инстанций будут обязаны выносить решения в соответствии с указаниями Высшего арбитражного суда. «Кроме того, это решение по-новому трактует постановление Верховного совета РФ № 3020-1 – основополагающего акта по разграничению государственного имущества между публичными собственниками. Что теоретически может привести к переделу собственности между Петербургом и Российской Федерацией - причем не только в отношении бомбоубежищ», - считает Александр Рассудов.
В то же время, по его словам, возвратить бомбоубежища в федеральную собственность вряд ли получится: большинство этих объектов перешло во владение города более 3 лет назад, а значит - срок исковой давности прошел. Таким образом, вернуть их обратно в судебном порядке не получится. Да и исторически большинство подобных объектов использовались городскими, а не федеральными организациями.
«Пригодность таких объектов для инвестиций – вопрос крайне спорный. Ограничения в использовании делают их специфическими коммерческими объектами», - считает Александр Рассудов.
По словам генерального директора юридического центра «Грациан и Гугуччио» Светланы Якимовой, данное решение станет прецедентом для дальнейших разбирательств между городом и МЧС по поводу принадлежности объектов гражданской обороны, которые еще нашли своих собственников:«По нашим данным, большинство городских бомбоубежищ не соответствуют требованиям безопасности и скорее всего не пригодны для использования по своему прямому назначению. Надеемся, что разбирательства по каждомуконкретному объекту будут исходить как раз из принципов целесообразности. Вконце концов, МЧС вряд ли сможет достойно содержать такое огромное числообъектов - ему выгодно найти взаимопонимание с городом. В свою очередь, администрация заинтересована далеко не во всех этих объектах – использовать под коммерческие нужды можно едва ли не половину из них».
Как рассказал «БН.ру» заместитель директора АН «Бекар» Леонид Сандалов, количество споров вокруг подвальных помещений, где находятся бомбоубежища, растет в геометрической прогрессии. Причем, по его данным, судебные разбирательства чаще всего инициируют ТСЖ, которые пытаются признать право общедолевой собственности на подвалы, уже проданные в частные руки или находящиеся в ведении федеральных или местных властей.
«Помещения, где проходят коммуникации, являются общим имуществом собственников, по сути – собственностью ТСЖ. А подавляющее число бомбоубежищ, оборудованных в подвалах многоквартирных домов, имеют те или иные коммуникации. Думаю, что со временем количество таких споров будет расти», - добавляет Леонид Сандалов.