На одном из августовских заседаний Правительство РФ утвердило положение «Об инвестиционном фонде РФ». Формироваться фонд будет за счет доходов от увеличения базовой цены на нефть, а также средств, сэкономленных «на процентах» при досрочном погашении государственного внешнего долга. Уже озвучен бюджет фонда на ближайшее трехлетие: в пределах 70–73 млрд рублей ежегодно.
Проектные образцы
Согласно положению претендовать на государственные вливания может проект стоимостью от 5 млрд рублей. При этом инвестор должен гарантировать не менее 10% от сметной стоимости проекта. Сфера вложений – инфраструктура, инновации, а также область «институциональных преобразований». Устанавливаются жесткие рамки доходности проекта в пределах 4–11%. По мысли чиновников, ниже этого уровня он грозит быть дотационным, а выше – участие государства не требуется: бизнес справится сам. Максимальный срок господдержки не может быть более 5 лет, впрочем, сам проект может реализовываться и дольше.
Кроме того, есть требование соответствия бюджетным и экономическим критериям эффективности. Общая величина налоговых поступлений от реализации проекта должна покрывать затраченные на него бюджетные деньги. Кроме того, проект призван обеспечить определенный прирост внутреннего валового продукта или валового регионального продукта. Методику расчета данных показателей и их предельные значения Минэкономразвития обещает разработать в ближайшее время.
Особо оговаривается, что деньги фонда в первую очередь должны использоваться при реализации различных форм государственно-частного партнерства. Так что, возможно, появление фонда ускорит запуск механизма концессий - в начале августа вступил в силу закон «О концессионных соглашениях». Интересно, что согласно положению деньги фонда будут тратиться не только на прямое инвестирование: возможно направление средств в уставные капиталы обществ, а также предоставление госгарантий РФ под проекты.
Система отсева
Инициаторами реализации инвестпроекта могут выступать федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, коммерческие организации. Исключений не сделано и для иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
Дабы фонд не прогорел, предполагается сложная система отбора проектов. Частный инвестор, претендующий на государственное партнерство, должен заручиться поддержкой соответствующего федерального министерства. А также получить заключение независимого инвестиционного консультанта, имеющего опыт реализации пяти проектов на общую на сумму не менее $5 млрд. Рейтинг консультанта должен быть не ниже двух ступеней от высшего и установлен одним из трех международных рейтинговых агентств (Standard&Poor's, Moody's Investor Service и Fitch Ratings). Затем заявку нужно передать в Минэкономразвития, где состоится предварительный отбор проектов. Окончательный выбор будет сделан правительственной комиссией. Состав и положение о комиссии Правительство РФ должно утвердить дополнительно.
Несмотря на жесткие требования и отсутствие целого ряда подзаконных актов, регламентирующих проведение конкурсов, борьба за инвестиционные деньги уже развернулась. Начало положил министр экономического развития Герман Греф, заявивший, что «есть несколько хорошо проработанных проектов, которые будут реализовываться в следующем году с использованием средств инвестиционного фонда». Правда, какие именно, не раскрыл. Столичный мэр Юрий Лужков сразу же поспешил заявить, что Москва будет активно претендовать на госдотации 2006 года как минимум по двум проектам. Это строительство международного делового центра «Сити-2» и новой Олимпийской деревни.
Северный потенциал
Смольный также готов вступить в борьбу, хотя конкретных шагов пока не предпринимает. По словам председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максима Соколова, Петербург может претендовать на деньги инвестфонда, подразумевая в первую очередь крупные инфраструктурные проекты. Морской пассажирский терминал, Западный скоростной диаметр и наземный экспресс – все это масштабные стройки, которые в принципе могут дотянуть до планки общероссийского значения. «Кроме того, перспективными могут быть проекты в области инженерной инфраструктуры – такого же уровня, как Юго-Западные очистные сооружения. Например, строительство новых объектов на Северной водопроводной станции или переоборудование систем тепло- и электроснабжения. Понятно, что при реализации подобных идей, прежде всего, надо рассчитывать на частные инвестиции, но неплохо было бы добиться и дотаций из государственного фонда», - говорит г-н Соколов.
На первый взгляд, действительно, в инвестиционном портфеле Северной столицы есть проекты, которые можно смело отсылать на рассмотрение в Минэкономразвития. Правда, при ближайшем рассмотрении шансы уменьшаются. Например, в положении об инвестфонде отдельно сказано, что средства не будут выделяться уже финансируемым из бюджета разработкам. По этому критерию можно отсечь морской порт и ЗСД, которые уже получают деньги из госказны. Кроме того, при выборе федеральные чиновники будут ориентироваться на проекты, способные обеспечить быстрый возврат средств в фонд. Данный признак снижает шансы начинаний в сфере инженерии, как правило, имеющих долгий срок окупаемости. Остается наземный экспресс. Правда, ТЭО данного проекта, по словам Максим Соколова, будет готово лишь к концу года. Если Минэкономразвития будет жестко следовать всем критериям отбора, то это грозит оставить инвестиционные замыслы Смольного без перспективного источника дотаций. По крайней мере, на 2006 год.