Судьбу отечественных авиапредприятий премьер Владимир Путин обсуждал сегодня, 2 февраля, с министром транспорта РФ Игорем Левитиным. Как сообщает пресс-служба правительства РФ, в ходе встречи Путин объявил окончательное решение: не создавать нового национального перевозчика, а передать активы шести депрессивных авиакомпаний «Аэрофлоту». В числе «шестерки» - три ФГУП (ГТК «Россия», «Кавминводы-авиа» и «Оренбургские авиалинии»), которые до конца 2010 года будут акционированы. После этого их вместе с «Владивостокавиа», «Саратовскими авиалиниями» и «Сахалинскими авиатрассами» объединят с «Аэрофлотом». Сейчас все шесть компаний, которые по итогам 2009 года продемонстрировали наименее успешные показатели среди отечественных участников рынка, в управлении у компании «Ростехнологии».
Шесть в одном
По словам Игоря Левитина, ГТК «Россия», которая «является самым большим перевозчиком и ядром этих активов» будет акционирована, а новое АО зарегистрируют в Петербурге. При этом Левитин рассчитывает на помощь петербургского губернатора Валентины Матвиенко в «акционировании и оптимизации персонала».
«Надо предпринять все необходимые шаги для того, чтобы у нас появлялись надежные, с точки зрения обеспечения интересов пассажиров, самодостаточные в экономическом смысле и конкурентоспособные на международной арене перевозчики», - отметил Владимир Путин.
По данным Минтранса, на сегодняшний день "Аэрофлот" контролирует более 42% российского рынка регулярных международных перевозок, его совокупная маршрутная сеть насчитывает 856 пунктов в 169 странах. Доля перевозок авиакомпании внутри РФ в случае ее объединения с авиаактивами "Ростехнологий" вырастет на 15-20% (до 30-35%). Игорь Левитин сообщил, что в России после 2008 года появилось 15 компаний, которые формируют объем перевозок примерно на 80%. "Идет укрупнение и консолидация отрасли. Это общемировая тенденция, и в других странах происходит то же самое", - добавил министр.
Компании, которые предполагается объединить с «Аэрофлотом», входят в число наиболее проблемных на отечественном авиарынке. Особенно это касается «ядра» - ГТК «Россия». Согласно статистике Минтранса, за 11 месяцев 2009 года пассажиропоток «России» упал на 16,8% (до 2,768 млн человек). Для сравнения: у «Аэрофлота» - поток снизился лишь на 6,9% (до 8,15 млн человек), у авиакомпании «Сибирь» - на 25,1% (до 4,18 млн), у «ЮТэйр» - вырос на 6,1% (до 3,2 млн человек), «Трансаэро» увеличила поток на 1,4% (до 4,65 млн человек). Совокупный долг ГТК «Россия» всем кредиторам на сегодня составляет около 6 млрд рублей, из них 1,8 млрд авиакомпания задолжала ОАО «Аэропорт Пулково» и топливозаправщику «Совэкс».
В конце декабря 2009 года Смольный заявил о своем намерении получить блокпакет акций ГТК после ее акционирования. Об этом Валентина Матвиенко сообщила после декабрьского совещания у первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. Правда, тогда речь шла о том, что ГТК войдет в состав новой компании «Росавиа», которую предполагалось создать под эгидой «Ростехнологий».
Сейчас Смольный вместе с «Ростехнологиями» в рамках специально созданного для этих целей совета изучает стратегию развития «России». Она должна быть вынесена на утверждение правительства Петербурга в первом квартале 2010 года. Председатель комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул обещает, что выделенные государством средства (бюджет РФ предоставил ГТК 3,9 млрд рублей на решение ее проблем) пойдут «не на латание дыр, а на то, чтобы вывести компанию из пике».
Город намерен сменить топ-менеджмент компании, закупить новые воздушные суда (в течение нескольких лет парк предполагается удвоить), сократить персонал ГТК (сейчас там трудится около 5 тысяч человек), расширить маршруты полетов, а также постепенно избавляться от непрофильных активов авиакомпании. В их числе – медико-санитарная часть ГТК, цех по производству бортового питания, аналитические и консалтинговые структуры.
Долги в нагрузку
Эксперты почти единодушны: последнее решение гораздо эффективнее, чем предыдущие намерения Минтранса создать «Росавиа». Избавиться от статуса госпредприятий нужно в любом случае, убеждены аналитики, - ведь это мешает авиакомпаниям самостоятельно распоряжаться прибылью, а значит, не стимулирует к ее приумножению.
Аналитик компании «Энергокапитал» Александр Игнатюк считает, что «сама идея создания «Росавиа» изначально была сомнительна». «Жизнеспособность компаний, которые должны были войти в состав нового национального авиаперевозчика, крайне низкая, а значит, финансовые вливания в их оздоровление потребовались бы весьма значительные. Гораздо логичнее подкрепить эти компании успешным менеджментом. Опыт менеджеров «Аэрофлота», который в период кризиса показал очень неплохие результаты, не вызывает сомнений. Так что решение о слиянии с «Аэрофлотом» безусловно правильное», - поясняет Александр Игнатюк. Сам же «Аэрофлот», по его мнению, тоже в накладе не останется - ему достанется не только парк самолетов вошедших в него перевозчиков, но и их «раскатанные» маршруты.
Специалисты также предполагают, что единая тарифная политика может привести к снижению цен на билеты по некоторым маршрутам объединенной авиакомпании.
Правда, некоторые эксперты думают, что грядущее слияние не пойдет на пользу «Аэрофлоту». «Мы полагаем, что поглощение региональных авиакомпаний может негативно отразиться на консолидированных финансовых показателях «Аэрофлота» в ближайшие несколько лет. Авиакомпании, входящие в «Ростехнологии», имеют существенно более старый парк самолетов по сравнению с «Аэрофлотом», который к концу 2009 года полностью вывел из эксплуатации устаревшие и неэкономичные российские самолеты. Также мы отмечаем и высокую долговую нагрузку поглощаемых компаний», - говорит аналитик "ИК "ФИНАМ" Константин Романов.
Впрочем, добавляет он, у «Аэрофлота» есть неплохие шансы при помощи «шестерки» укрепить свои позиции на российском рынке внутренних авиаперевозок и «провести реструктуризацию поглощаемых авиакомпаний, что позволит более эффективно реализовать стратегию стать национальным авиаперевозчиком».
В «Аэрофлоте» слияние расценивают как несомненно более выигрышный вариант, чем создание новой авиакомпании «Росавиа»: «Мы должны конкурировать не между собой, а с зарубежными перевозчиками. Поэтому данная консолидация авиаотрасли пойдет отечетвенному рынку на пользу», - заявила «БН.ру» пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг. Она сообщила, что в ближайшее время будет выработан формат, структура, стоимость, сроки реализации сделки, определено, какие именно активы войдут в состав компании.
 
Справка БН:
ГТК «Россия» была образована в 1992 году. В 2006-м авиакомпании «Россия» и «Пулково» объединились во ФГУП. А в 2007 году начался процесс разделения их на отдельные предприятия – ОАО «Аэропорт Пулково» (принадлежит Петербургу) и авиакомпанию ФГУП «ГТК «Россия» (собственность госкорпорации «Ростехнологии», но с базовым аэропортом в Петербурге). Предполагалось, что «Россия» будет ориентирована на высокопоставленных клиентов из руководства страны и Петербурга. Однако особых успехов менеджменту компании добиться не удалось. За это время ГТК накопила около 6 млрд рублей долгов и растеряла существенную часть маршрутов. В итоге было принято решение передать авиакомпанию в управление ГК «Ростехнологии».

Текст: Ольга Мягченко