Многочисленные претензии в адрес комитета по строительству и других структур областного правительства прозвучали на заседании регионального парламента при обсуждении отчета Контрольно-счетной палаты, которая проверила исполнение областной адресно-инвестиционной программы за 2008 год.
Проверка показала, что в регионе и в 2008, и в 2009 годах, и ранее постоянно нарушались порядок финансирования, заключения контрактов, принятия готовых объектов, а исполнение работ не контролировалось должным образом. Областной бюджет не вовремя расплачивался с подрядчиками за готовые объекты, так что только в 2008 году задолженность перед ними достигла почти 230 млн руб. Неоплаченным оказалось строительство фельдшерско-акушерских пунктов и ряда объектов газификации. Ввод 60-квартирного дома в Лодейном поле пришлось перенести на начало 2010 года.
Но и сами подрядчики выполняли не все предусмотренные работы. Именно поэтому затянулось строительство моста через реку Хабаловку в Кингисеппском районе, школы в деревне Гарболово, фильтров водоочистки в Тихвине… Впрочем, то же возведение моста не было вовремя профинансировано из областного бюджета. Из-за этого не введены вовремя три школы, в том числе во Всеволожске. Кроме того, на многие объекты были выделены дополнительные деньги, не предусмотренные контрактами. А иногда принимались – и оплачивались – невыполненные работы.
Выяснилось, что областные и муниципальные инстанции часто не в состоянии даже вовремя заключить контракты на строительство (в целом по области на 65,9 млн руб.). Так, 60-квартирный дом в Подпорожье в 2008 году должен был уже вовсю строиться, но контракт с подрядчиком был заключен только 23 декабря того же года. Договор на постройку 196-квартирного дома в Гатчине – 26 ноября. Не завершилось вовремя и строительство газовых сетей в Тосно, Ульяновке, Иссаде, Рощине, деревне Проба.
Задержано строительство автотрассы Петербург-Сортавала на участке Скотное-Магистральное: комитет по дорожному хозяйству «забыл», что у площадей, подлежащих землеотводу есть собственники, нужны оценка и выкуп земли в областную собственность.
Из 114 объектов, работы на которых следовало завершить в 2008 году, 23 не были готовы. Сроки ввода перенесены на 2009-й и даже на 2010 год. В целом адресная программа была исполнена по расходам только на 83,9%, а по некоторым разделам не было и того. Например, годовые планы по программе «Обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой» выполнены всего на 54,6%.
Стройки - муниципалам
Но более всего депутаты озабочены жилищным строительством. И сопутствующим возведением социальных объектов. Жилье строится в основном в районах, прилегающих к Петербургу, но новоселы не скоро дождутся здесь поликлиник и детских садов.
В качестве вопиющего примера был назван микрорайон Южный во Всеволожске. Здесь, по данным депутата Вадима Потомского, на территории 72 га будет проживать 40 тыс. человек – фактически еще один райцентр. Это жилье строится для военных, то есть молодых семей с детьми. И 1,2 тыс. семей уже поселились здесь. Но детский сад микрорайона рассчитан всего на 114 мест, примерно такова же школа. Между тем, очередь в детсады во Всеволожске и без того достигает 4 тыс. чел.
«Кто рассчитывал такие небольшие школу и детсад?» - поинтересовался Вадим Потомский. Но не получил ответа. Председатель кромитета по строительству Анатолий Каталевич лишь пояснил, что школа будет открыта в 2010 году. Средства на строительства детского сада область в 2009 году выделила, но район своей доли софинансирования не внес. Главными виновниками председатель комитета называть прежде всего районные и местные власти: «У нас на освоении - почти 1 млрд руб. Фонда содействия реформированию ЖКХ, выделенных в 2008-2009 годах на переселение людей из аварийного жилья. Но Волховское и Подпорожское городские поселения не освоили средства фонда. Подпорожье даже не заключило контракт с подрядчиком. А фонд не намерен продолжать финансирование регионов, в которых не освоены средства».
Вслед за тем Анатолий Каталевич заявил, что часть вины лежит и на самих депутатах, по его словам, несвоевременно принимающих программы и законы. Эта позиция вызвала ответную реакцию. Тем более, проекты законов, как правило, разрабатывают сами комитеты правительства.
Депутат Анатолий Зайцев обрушился не только на комитет по строительству, но на всю систему строительства и ремонта жилья в регионе. «Правительство области в значительной степени занято строительством в рыночных целях: привлекаются деньги застройщиков, инвесторов, потом это жилье продается, – утверждает законодатель. – Вот поселок Никольское в Подпорожском районе. Там в аварийном жилье живут 120 семей. В маленьком Вознесенье – более ста семей. Жилье такое, что в щели, которые идут поперек стены, пролезает моя голова. И полное равнодушие соответствующих комитетов правительства области. Управление строительством не соответствует реалиям жизни».
Николай Пасяда на вопросы отвечал: «А что я сделаю в Подпорожье, если там коммерческого жилья не построить? – там некому покупать».
А Григорий Двас сказал: «У Подпорожского и Лодейнопольского районов нет экономических преимуществ. А раз нет – что делать! – им придется умирать. Вот вся экономическая и социальная политика. Проблема с жильем для жителей области у нас постоянно будет нарастать».
По словам депутата, органы управления областью, расположенные в Петербурге, оторваны от людей на местах. И потому деньги на строительство жилья и социальных объектов следует передавать муниципальным образованиям. «Когда объект финансируется муниципалитетом, он вводится в срок. Но если поручен отраслевым комитетам, в частности, комитету по строительству, он проваливается с треском – ни один такой объект не был готов вовремя», - сказал Анатолий Зайцев.
Если предложения депутата будут, хотя бы частично, приняты, направления денежных потоков в регионе могут серьезно измениться, а муниципальные власти будут вынуждены заняться строительством, не полагаясь на область. Однако если поделить деньги на всех равномерно, их не хватит никому, и ускорение грозит обернуться новыми долгостроями. К тому же, в районах недостаточно специалистов. Однако организацией строительного процесса в области недовольны слишком многие. Смена руководителя отраслевого комитета (и вслед за ним почти полное обновление штата комитета) несколько улучшила ситуацию, но не привела к основательным переменам. А кризисное время может потребовать уже не кадровых ротаций, но изменения управленческой структуры.