Последствия массированной атаки городских коммунальных служб на снег видны невооруженным глазом: чуть ли не на каждой улице, где счищали с крыш сосульки и разгребали метровые сугробы, оказались разбиты вывески, рекламные конструкции, светофоры, дорожные знаки. Больше всего досталось магазинам, кафе и ресторанам, расположенным на первых этажах зданий. Разумеется, никаких сводных статистических данных о нанесенном им ущербе нет. Но пройдя по городским улицам, легко заметить масштабы разрушений, произведенных дворниками, которые в последние две недели сбивали с крыш сосульки и наледи.
Нет слов – одни буквы
Например, на участке Московского проспекта между станциями метро «Электросила» и «Московские ворота» полностью или частично своих вывесок лишились кофейня «Кофе-Хаус» (дом №124 по Московскому проспекту), банк ВТБ-24 (дом №134), кафе «Веселый Роджер» (дом №136) и многие другие. Нескольких букв недосчитались в вывесках магазин «Буду мамой» (Загородный проспект, 28), ресторан «Дастархан» (Загородный проспект, 70), MESSAGE (Невский, 92), Pizza Hut (Невский, 96). Список можно долго продолжать.
Возмущенные коммерсанты сразу же потянулись в Смольный. И получили ответ от вице-губернатора Алексея Сергеева, в чьем ведении находится уборка города: «Со всеми претензиями мы разберемся. Выплаты компенсаций организациями, связанными с обслуживанием населения, в случае вины этих организаций в некачественном предоставление услуг, - это нормальный порядок работы».
Это касается как горожан, которые получили травмы или имущественный ущерб из-за несвоевременной уборки снега, так и юридических лиц. Гражданам достаточно взять в медучреждении справку, подтверждающую факт травмы, и собрать показания свидетелей. После этого можно предъявлять претензии компании, которая должна была убрать территорию, где травма случилась. Если пострадало имущество, надо за свой счет заказать экспертизу, которая подтвердит факт нанесения ущерба и его причину. После чего опять же - обратиться с иском в суд на ответственную за уборку компанию. Она же должна будет компенсировать и стоимость экспертизы.
Аналогично предлагается действовать и юридическим лицам. «Со всеми претензиями пострадавшие должны обращаться в управляющую компанию, которая обслуживает их дом. В ее же адрес следует направлять и судебные иски», - посоветовала пресс-секретарь жилищного комитета Татьяна Рубинштейн.
Некоторые владельцы покореженных вывесок именно так и намерены поступить. Администратор магазина MESSAGE на Невском, 92, рассказала, что при уборке снега с крыши 16 января у ее магазина была почти полностью разбита вывеска. «Мы собираемся подавать в суд на организацию, которая это сделала, вот только пока не можем понять, с кого требовать возмещения ущерба. Он составил 87 тысяч рублей, по оценке фирмы «Профит», которая в свое время делала эту вывеску по нашему заказу», - сообщила администратор. По ее словам, в районном жилкомсервисе администрации магазина посоветовали обратиться в ТСЖ №1 Центрального района. «Но в этом ТСЖ нам заявили, что мы сами виноваты: якобы при составлении документов на изготовление и установку вывески мы должны были составить вместе с компанией-изготовителем акт о том, что есть риск разрушения вывески сосульками и что она не выдержит падения сосулек с крыши. Нам также сказали, что мы должны были защищать свое имущество от сосулек специальными ограждениями», - продолжает она.
«Что значит защищать? Точно так же можно сказать, что я и машину свою должен защищать, и что я виноват, если ее кто-то повредил», - недоумевает владелец ресторана «Веселый Роджер» Виктор Левинзон.
«Мы тоже обращались в коммунальные службы, и нам посоветовали судиться, - сообщил сотрудник ресторана Pizza Hut (Невский, 96) Максим. - Вообще-то, вывески и реклама действительно должны быть защищены специальными козырьками. Но вряд ли такой козырек, если бы он был, смог бы уберечь нашу вывеску от падения сосулек», - добавляет он. По его словам, изготовление новой вывески обойдется Pizza Hut в 150 тысяч рублей.
В фирме «Медисон Авеню» (занимается ремонтом вывесок и рекламных конструкций) подтвердили: никакие ограждения не защитят от сосулек. Разве только железобетонные. Но тогда и смысла в самой вывеске не останется. «Средняя сосулька, которая падает с крыши, обрушивается на вывеску с силой, равной 100 кг. Представьте, что происходит с пластиковой конструкцией, на которую падает стокилограммовый груз. Она разбивается вдребезги. У нас уже довольно много обращений, связанных с восстановлением вывесок и рекламных конструкций после такой уборки сосулек и снега. По нашим прогнозам, подобных клиентов в этом году будет на 30-40% больше, чем обычно», - не скрывает оптимизма один из владельцев «Медисон Авеню». Прайс он вместе со своим компаньоном уже составил. Например, стоимость изготовления объемных букв размером 1 м составит 1 тысячу рублей, 2 м – 2 тысячи, 3 м – 3 тысячи. И так далее. Разработкой дизайна фирма не занимается, но за сложный шрифт требует надбавку 10-30%.
В компании «Профит» (изготовление всех видов наружной рекламы, вывесок, дизайнерские услуги) говорят то же самое - что уже почувствовали увеличение числа заказов на ремонт покореженных конструкций. «Но пока больше заказов на оценку причиненного ущерба – пострадавшие владельцы рекламы и вывесок рассчитывают отсудить у коммунальных служб компенсацию ущерба», - поясняют здесь.
Бесперспективный суд
Некоторые пострадавшие, которые поначалу рассчитывали на компенсации от города за нанесенный ущерб, уже передумали затевать тяжбу. В сети магазинов «Буду мамой» корреспонденту «БН.ру» рассказали, что не станут судиться с коммунальщиками. «Мы уже подумываем о том, чтобы изменить дизайн нашей вывески – сделать ее более прилегающей к фасаду, чтобы она была не так подвержена подобным ледяным атакам», - сообщили в офисе сети. Сама разбитая вывеска стоимостью 100 тысяч рублей восстановлению не подлежит.
В MESSAGE рассказывают, что в ТСЖ, сотрудники которого уничтожили вывеску магазина, на претензии торговцев ответили: можете судиться, все равно вы не выиграете. «Но мы сдаваться не собираемся».
Виктор Левинзон оценивает ущерб, нанесенный его ресторану, в $1 тысячу. «Мы составили акт о том, что нам нанесен ущерб, и направили его в нашу страховую компанию – имущество было застраховано. С коммунальными службами, виновными в нанесении ущерба, будут разбираться страховщики. Сами мы судиться не станем – насколько мне известно, это слишком долгая история, потребуется как минимум год. А страховая компания сделает это быстрее и проще», - говорит Виктор Левинзон.
Страховщики не опасаются резкого роста выплат в адрес таких клиентов (суммы за побитые вывески будут относительно невелики), а судиться с городом по этому поводу считают неблагодарным делом. Как пояснил управляющий по маркетингу петербургского филиала РЕСО-Гарантия Сергей Бровко, даже если суд и примет решение в пользу истца, получить компенсацию ущерба будет крайне сложно. «Дальше нужно будет вступать во взаимоотношения с жилищно-коммунальными службами – выяснять, с кого именно взыскивать ущерб. Это такая запутанная система, да и средств на выплату компенсации у самих жилкомсервисов нет», - добавляет Сергей Бровко.
По его словам, стоило бы затевать такую длинную и сложную судебную тяжбу, если бы размер компенсации был значительным – например, от пожара ущерб составляет в среднем 50% от стоимости застрахованного имущества. Но стоимость вывески в этой сумме – лишь доли процентов. Больше потратишь на судебные издержки. Поэтому страховые компании предпочитают выплатить компенсации своим страхователям и не связываться с городскими властями.
«Теоретически пострадавшие, конечно, вправе обратиться с судебными исками к коммунальным службам. Но перспективы удовлетворения таких исков весьма сомнительны. Я думаю, что юристы со стороны ответчиков смогут найти аргументы, позволяющие судам вынести решения не в пользу истцов – например, спишут все на форс-мажор. Вряд ли город станет платить за нанесение ущерба всем, чье имущество пострадало: их слишком много», - резюмирует вице-президент «Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Игорь Кучеренко.
Одним из аргументов в пользу коммунальщиков могут стать неправильно оформленные документы на изготовление и размещение вывесок и рекламных конструкций. Тем более что многие из них сделаны с нарушениями, считает коммерческий директор ОАО «Жилкомсервис №4 Центрального района» Валентин Тиунов. Он уверен, что таких вывесок около 80% от всех, что размещены на петербургских фасадах. «У нас был случай, когда уборочный трактор задел и повредил одну вывеску. Хозяин магазина пришел ко мне с претензиями. Я говорю: хорошо, неси документы на установку вывески, пиши заявление, я тебе оплачу. И что вы думаете? Ничего он мне не принес! Значит, никакого разрешения на установку вывески у него и нет», - говорит Валентин Тиунов. По его словам, его компания тоже страдает от уборки снега: «Другие районные жилкомсервисы сваливают снег на нашу территорию, но я просто фотографирую эти нарушения и отношу в районную администрацию, чтоб там разобрались».
Ущерб от снегопада нанесен и городскому бюджету. По предварительной оценке Алексея Сергеева, он составит свыше 1 млрд рублей. Если же в зимнее-весенний период выпадет еще больше снега, то и сумма ущерба увеличится.
Впрочем, считает председатель совета директоров компании «Сити Сервис» Олег Вихтюк, если бы снег с дорог и крыш убрали своевременно, то он не слежался и не превратился бы в лед – и никаких чрезвычайных мер не нужно.