Из Козьмы Пруткова: Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
 Наколдовала себе и людям
Продавалась квартира – на проспекте Большевиков, в доме постройки восьмидесятых. Продавец – одинокая женщина средних лет. Агенту Светлане она сразу понравилась: воспитанный и радушный человек.
Хотя цена на жилье стояла вполне средняя, квартира почему-то продавалась долго – просмотры шли бесконечной чередой. Со всеми потенциальными покупателями хозяйка квартиры держалась так, будто пришли к ней хорошие знакомые: предлагала чайку, угощала свежей выпечкой. Одна многодетная семья просидела у нее в полном составе три часа и умяла противень горячих булочек; когда обжоры уходили, остались лишь сиротливые крошки. Квартира людям не подошла, просто общались. А хозяйка цвела - от того, что ее кулинарные таланты так высоко оценили.
Светлане женщина рассказала, что она – вдова, муж погиб пять лет назад. С тех пор живет одна, и очень любит гостей. А гости бывают редко, так вот хоть сейчас стало повеселее, когда пошли просмотры квартиры. Решила вот продать жилье и вернуться на родину, в Кемерово. Там и друзья, и родственники – будет не так одиноко.
Светлана подружилась с обаятельной женщиной, вечерами они созванивались – просто поболтать. Светлана давала ей советы по поводу квартиры, вдова щедро делилась интересными кулинарными рецептами. Общение было приятным и взаимообогащающим.
Нашлись покупатели. Пока шло оформление, хозяйка паковала вещи для контейнера-перевозчика и наводила в квартире марафет. Хотя объективно все было в порядке – полгода после косметики, всюду чисто. Об этом Светлана и сказала: «Не тратьте силы!» На что услышала: «А мне ведь надо, чтобы новые жильцы меня добром вспоминали. Для меня это важно». И квартиру готовила, как для себя или любимых родственников: начищала кафель, высаживала на балконе цветы. Вот такая белая ворона! Светлана уж нагляделась, в каком состоянии иногда оставляют проданное жилье.
За день до отъезда в Кемерово пришла Светлана в гости, на «отвальную». Посидели душевно, договорились созваниваться, а там – кто знает – вдруг и встретиться! В опустевших комнатах было чисто и празднично, даже букет стоял на подоконнике – для новоселов. А в углу кухни на льняной салфетке лежала кучка мелочи. «Для чего это?» - спросила Светлана. «Для новых хозяев, чтобы деньги у них водились».
В первый раз столкнулась Светлана с подобным «волхованием». Но подумала, что в таком языческом подходе нет ничего плохого. И новоселам наверняка будет приятно, что о них заботится чужой человек.
Новоселы отношение оценили. Они уже поняли, что столкнулись с удивительно душевным человеком. Пошли вместе со Светланой на вокзал - провожать бывшую хозяйку квартиры. В дорогу наготовили ей еды, как на полк солдат, обменялись телефонами.
В купленной квартире им сразу же зажилось комфортно, и привыкать не пришлось. И почему-то на работе глава семейства резко в рост пошел.
А судьба бывшей хозяюшки на родине очень быстро сложилась: она вышла замуж за бывшего одноклассника, и все у нее теперь есть. Даже ребенок!
По телефону она говорила Светлане: «Уж не знаю, за что мне такое счастье, кого и благодарить!» Совершенно искренне Светлана отвечала: «Себя - за свой золотой характер и золотую душу!»
Цель оправдывает средства
Одна из проблем для агента – соответствовать всем ожиданиям клиентов. Казалось бы, выполни свою работу добросовестно, общайся на достойном уровне – и достаточно. Ан нет. Зачастую риэлтору приходится для налаживания контакта вникать в самые неожиданные аспекты личной жизни клиентов. Кто когда женился-развелся, как учится ребенок и когда собачка болела чумкой.
…Эта клиентка явно страдала нарушениями памяти – а заодно, похоже, и психики. Или воспитания – тут ведь не поймешь, если не психиатр. По документам-то вполне дееспособна. Но по пять раз повторяла истории про каких-то знакомых знакомых, которые летали в прошлом году отдыхать в Турцию. Рассказывала про свои победы над работниками ЖЭКа и участковыми врачами. И при этом не просто внимания требовала, а усиленного внимания! Обязательно «угу-угу» говорить и в лицо смотреть. Чуть попытаешься тихонечко отвлечься – тут же начинает за рукав собеседника теребить, а может и по руке тихонько шлепнуть. Не отвлекайся, мол! Голос громкий, без интонаций – в печенку въедается. И при этом совершенно не слушает агента – сама все знает и знаниями спешит поделиться. А из-за ее всезнайства уже одного покупателя упустили – ляпнула ей клиентка, что дворик напротив окон радиоактивный! Туда, мол, завозили кучи радиоактивной земли, и кто-то проверял счетчиком Гейгера – зашкаливало! Ей эту информацию околоподъездные бабушки «слили», а они все-все знают!
Это да. Они все знают. Но все-таки Светлана настоятельно попросила не делиться с покупателями лишней негативной информацией из ненадежных источников.
Вторым по счету покупателям было поведано о том, насколько шумные соседи за стеной – жить невозможно. Это было уж явное преувеличение: у соседей шел ремонт, и вряд ли они собирались делать его всю оставшуюся жизнь. По мнению Светланы, эта информация тоже была лишней. Во всяком случае, и эти клиенты больше не проявились.
Покупателей и без того было мало, а с «пятой колонной» за спиной легко было остаться вовсе без них. Поэтому следовало обезопасить тылы. А поскольку методы внушения и воспитания не помогли, нужно было действовать жестче. В ход следовало пустить методику запугивания и запретов, хотя и не наши это методы. Но что поделать – квартиру же надо продать! И квартира-то хорошая, просто отличная: старый фонд после капремонта, тихий центр… Ну обидно, что до сих пор «висит».
Напрягла Светлана фантазию, продумала стратегию и тактику. Привела покупателя, а хозяйку предупредила, что тот нездоров. Страдает такой формой заболевания, при которой речевые потоки, направленные в его адрес, вызывают у него специфическую реакцию. То ли пятнами покроется, то ли ядовитой слюной плеваться начнет – неизвестно, но опасно для окружающих. Поскольку клиентка верила даже бабулькам на лавочке, тут поверила тоже.
Пришел покупатель – она забилась в угол и молчит, только знаки такие делает, чтобы Светлана шепотом говорила. «Голова болит у человека», - тихонько пояснила Светлана неадекватность поведения хозяйки.
Продалась квартира. Во время нотариата хозяйка молчала и опасливо поглядывала на покупателя. А уж после, оставшись со Светланой наедине (Светлана, альтруистка, вызвалась подвезти ее до дома) попыталась отвести душеньку в громком монологе, но была предупреждена: будете болтать – попадем в аварию. А вы на самом опасном месте сидите. Так сидела и молчала всю дорогу, и ничего – не лопнула!
К чему все это: как, оказывается, легко управлять мнительным человеком, который всего боится! Правда, слегка совесть мучает: ведь получается, что манипулируешь чужим сознанием?

Текст: Ирина Смирнова