Участок, выделяемый аэропорту Пулково, находится на улице Пилотов и занимает 41,42 тысячи кв. м. Строительством ТЗК займется «Роснефть», которая объявила об этих планах еще в прошлом году. Тогда же советник гендиректора Пулково Виктор Конященков заявлял, что скоро аэропорт получит от города участок и под раздаточный склад ТЗК. Сегодня связаться с Виктором Конященковым не удалось. Ранее он сообщал, что аэропорт передаст землю «Роснефти» на инвестиционных условиях, по мощности новый ТЗК будет аналогичен существующему (принадлежит ЗАО «Совэкс»), то есть около 300 тысяч тонн керосина в год. Прошлогодние оценки инвестиций в проект - $50 млн.
Сейчас в Пулково есть лишь одна возможность заправиться – у компании «Совэкс», которая работает здесь с 2001 года, арендуя помещения у ОАО «Аэропорт Пулково». С 2008 года топливо для «Совэкса» поставляет только его основной акционер - ООО «ТЗК «Северо-Запад». Оно, в свою очередь, получает керосин от Сургутнефтегаза, Киришинефтеоргсинтеза, Газпромнефть-Аэро и Лукойл-Аэро.
В начале прошлого года Санкт-Петербургская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении «Совэкса» по факту злоупотребления доминирующим положением на рынке. Этому предшествовал отказ «Совэкса» заправлять самолеты ФГУП «ГТК «Россия» до погашения долга, образовавшегося у авиакомпании перед заправщиком. На сегодняшний день долг не погашен, «Россия» должна «Совэксу» и аэропорту Пулково в общей сложности 1,8 млрд рублей (судебное решение о признании долга было принято в прошлом году). На погашение долга перевозчик собирается направить часть средств, выделенных ему в конце 20009 года из бюджета РФ (субсидия составляет 3,9 млрд рублей).
Несмотря на свое предупреждение, «Совэкс» поставки топлива не прекратил, зато сам попал под прицел правоохранительных органов. Прокурорская проверка установила, что при оказании услуг были созданы условия, лишающие авиакомпании возможности выбора поставщика авиакеросина, в том числе его приобретения напрямую у производителей. По данным прокуратуры, из-за необоснованного завышения «Совэксом» цен на топливо авиакомпаниям, заправляющимся у этого предприятия, систематически наносился материальный ущерб.
Речь о необходимости создания альтернативных заправок в Пулково зашла еще в 2007 году, когда цены на авиатопливо выросли вдвое – именно из-за отсутствия конкуренции в российских аэропортах среди заправщиков. Подавляющее большинство аэровокзалов обслуживаются собственными ТЗК, которые сами устанавливают расценки на свои услуги. В конце 2007 года Минтранс РФ совместно с Росавиацией разработал приказ, согласно которому аэропорты должны были предоставить альтернативным операторам возможность для строительства конкурирующих ТЗК. Однако в связи с кризисом 2008 года, когда число авиаперевозок резко сократилось и перед властями встала другая задача – спасать авиаотрасль, столь локальный вопрос, как альтернативные заправки отошел на второй план.
Тем не менее, по мнению экспертов, вопрос остается крайне актуальным, так как цен на авиакеросин, которые в начале прошлого года упали, к конце четвертого квартала снова рванули вверх. По оценке «Росстата», если в первом полугодии было зафиксировано падение цен более чем на 20%, то во втором они выросли почти на треть. В итоге в целом за год рост составил 6,1%. Генеральный директор компании Infomost Борис Рыбак отметил, что «не стоит думать, будто если объемы авиаперевозок снижаются, то и не надо строить топливозаправки». «Наоборот, там, где потоки авиаперевозок небольшие – где-нибудь в Анадыре или в Дикси, - самый дорогой авиакеросин», - говорит Борис Рыбак. По его мнению, логика здесь прямая: чем больше будет ТЗК, тем дешевле будет топливо и тем быстрее авиационная отрасль сможет преодолеть кризис. Борис Рыбак затруднился оценить объем возможных инвестиций в будущий ТЗК, заявив, что «все зависит от аппетитов «Роснефти»».