В минувшую пятницу, 15 января, Госдума сразу в трех чтениях приняла поправки к закону «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Законопроект, внесенный «Единой Россией», в очередной раз отодвигает срок окончания бесплатной приватизации муниципального жилья с 1 марта 2010 года на 2013 год. Если гражданин решит приватизировать жилье после этого срока, то ему понадобится согласие собственников – муниципалитета или субъекта РФ, а выкупать жилье придется по рыночной цене.
Безвозмездно, то есть даром
Сроки окончания безвозмездной передачи жилья гражданам впервые были определены в связи со вступлением в силу Жилищного кодекса РФ с 1 марта 2005 года. Тогда было решено закончить приватизацию 1 января 2007 года. Но из-за того, что не все желающие успевали оформить право собственности на занимаемую жилплощадь, приватизацию решили продлить.
Мотивы ее продления в этот раз те же. Депутаты подумали о меньшинстве. В первую очередь вспомнили о ветеранах Великой Отечественной войны, которые в этом году по указу президента РФ должны получить жилье, и у них должно быть право его приватизировать. Хотя жилье ветеранам и так передается безвозмездно в собственность.
Другое дело льготники, не участники войны, которые тоже десятки лет стоят в очередях на получение социального жилья (таких осталось примерно 6% в стране). Окончание приватизации лишит их права бесплатно получить в собственность квартиры. Во имя социальной справедливости логичней было бы принять законопроект бывшего сенатора от Петербурга Сергея Тарасова, который предлагал отказаться от ограничения сроков приватизации.
Всего в Госдуму РФ было внесено семь альтернативных законопроектов, предусматривающих перенос срока окончания приватизации. И все они почти с одинаковыми обоснованиями. В пояснительной записке к законопроекту от партии ЛДПР делается предположение, что многие граждане не успели за 20 лет его приватизировать из-за «крайне длительных процедур сбора необходимых документов и недостатка времени и средств у простых граждан для получения необходимых справок в различных инстанциях». Кроме того, в ЛДПР объясняют необходимость продлить приватизацию, чтобы защитить права граждан, проживающих в общежитиях.
В пояснительной записке к законопроекту «Справедливой России» делается акцент на возможность деприватизации жилья, поскольку в период кризиса доходы населения снизились, и надо сохранить возможность отказаться от права собственности на квартиру, чтобы минимизировать налоговые платежи и расходы на содержание жилого фонда. И не исключено, что именно эта возможность в скором времени некоторым категориям граждан пригодится.
Вероятнее всего, решение продлить приватизацию связано, во-первых, с приближающимися думскими выборами, намеченными на 2011 год, а в 2012 году грядут президентские выборы. Поэтому обострять социальную напряженность по поводу приватизации раньше 2013 года не стоит. Во-вторых, приватизация позволит государству незаметно сократить расходы бюджета, переложив затраты на содержание жилищного фонда на плечи собственников, а также пополнить казну за счет налога на имущество.
Нейтральное событие
Эксперты не считают, что продление приватизации каким-либо образом может повлиять на рынок жилой недвижимости России, скорее это нейтральное событие, ведь значительная доля квартир в стране и так уже приватизирована. «То, что срок продлен, хорошо. Большинство людей все-таки уже позаботились о приватизации, однако остаются и те, кто еще не успел. Например, в ноябре-декабре в отделениях был большой наплыв людей, на конец года пришлось рекордное количество обращений. Тем не менее, я бы не стал делать срок долгим, как собирались ранее, до 2015 года, - так как в нашем менталитете все делать в последнюю очередь. Срок до 2013 года – оптимальный», – полагает генеральный директор агентства "Петербургская недвижимость" Сергей Дроздов.
Точных данных нет, по разным оценкам, в России на конец 2009 года приватизировано 75%-80% жилого фонда. Наиболее бойко шла передача жилья в собственность граждан в прошлом году, когда еще не верилось в то, что ее продлят. По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ФРС), в среднем каждый месяц в 2009 году регистрировалось вдвое больше прав на жилые помещения по договорам передачи жилья в собственность граждан, чем в 2008 году. В декабре прошлого года был установлен рекорд: 22906 сделок.
«Аналогичную ситуацию можно было наблюдать в 2007 году, когда планировалось завершить приватизацию: количество желающих оформить собственность резко увеличилось. Люди, которые годами не использовали свое право, вспоминали о нем и отправлялись регистрировать собственность. Сегодня ситуация повторяется», - говорит заместитель руководителя управления ФРС Мария Мельникова.
Брать или не брать
На вопрос, приватизировать жилье, или нет – однозначного ответа не существует. Главное преимущество приватизированного жилья в том, что его можно передать по наследству, продать. И если это позволит собственнику улучшить жилищные условия или получить материальную выгоду, то сомневаться не стоит. Но тем кто живет в весьма потрепанном доме, хрущевке, то вопрос о целесообразности приватизации весьма спорный. На собственника ложится бремя по содержанию имущества: налог на имущество, капитальный, текущий ремонты и т.п. По договору социального найма все эти обязательства остаются у государства.
Какими будут расходы новых собственников жилья, определить сложно, понятно только одно: расходы будут выше, и они будут расти. В частности, по налогам. Правительство и депутаты давно разрабатывают концепцию налога на недвижимость, который заменит налог на имущество физических и юридических лиц и налог на землю. Пока профильные министерства (Минэкономразвития и Минфин) не могут договориться о том, как этот налог должен рассчитываться, каким должен быть размер ставок и как они будут дифференцироваться в зависимости от категории налогоплательщика, типа зданий и т.п. Не исключено, что если ставка налога на квартиры будет поднята и рассчитываться исходя из рыночной стоимости жилья, то суммы налогов станут исчисляться не сотнями (как сейчас), а тысячами рублей. Предполагается, что новый налог появится в 2012 году.
Что касается ремонта жилищного фонда, то по самым скромным оценкам экспертов, чтоб восстановить его до нормального, пригодного для комфортного проживания состояния, требуется вкладывать в капитальный ремонт ежегодно около 200 млрд руб., а фактически на эти цели государство ежегодно расходует примерно в четыре раза меньше средств.
«Государство сегодня еще раздает жилье, а потом обяжет всех участвовать в ремонте и, возможно, это приведет к перераспределению жилищного фонда в стране», - полагает полномочный представитель президента Российской гильдии риэлторов в Северо-Западном федеральном округе Павел Созинов.
«Воровайка»
Но продление сроков приватизации затрудняет формирование государственного жилого фонда, который мог бы решать социальные задачи. Например, переселение должников по ипотеке в муниципальное жилье, но так, чтоб они его не приватизировали бесплатно.
«Вероятно, в определенной степени это так и есть, хотя тема социального найма (доходных домов) актуализируется. Экономика требует динамизма – сотрудник должен быть мобилен, это касается не только личного автомобиля, но и готовности менять местообитание сообразно экономической конъюнктуре, стратегии развития работодателя и личным планам работника. Но здесь может быть и благородное желание государства переложить на плечи гражданина бремя содержания его жилища», - отмечает заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский.
Январь
|
5254
|
Февраль
|
8729
|
Март
|
8949
|
Апрель
|
13102
|
май
|
12216
|
июнь
|
15216
|
июль
|
15444
|
август
|
14225
|
сентябрь
|
15203
|
октябрь
|
17077
|
ноябрь
|
16766
|
декабрь
|
22906
|
|
1995
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года) - всего, м2
|
18,0
|
19,2
|
19,5
|
19,8
|
20,2
|
20,5
|
20,9
|
21,3
|
21,5
|
Средний размер одной квартиры,
м2 общей площади жилых помещений |
47,7
|
49,1
|
49,3
|
49,6
|
49,9
|
50,1
|
50,4
|
50,8
|
51,3
|
Удельный вес числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в общем числе семей (на конец года), %
|
15
|
11
|
10
|
9 |
11
|
10
|
7
|
6
|
6
|
Капитально отремонтировано жилых домов за год, тыс. м2 общей площади
|
11666
|
3832
|
4780
|
4833 |
4625
|
4768
|
5552
|
5302
|
6707
|
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, %
|
1,4
|
2,4
|
3,1
|
3,1
|
3,2
|
3,2
|
3,2
|
3,2
|
3,2
|
Приватизировано жилых помещений (с начала приватизации, по состоянию на конец года):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, тыс.
|
12479
|
17351
|
18538
|
19823
|
20676
|
21980
|
23668
|
25149
|
25838
|
в процентах от общего числа
жилых помещений, подлежащих приватизации |
36
|
47
|
50
|
54 |
56
|
59
|
63
|
66
|
69
|