В минувшую пятницу, 15 января, Госдума сразу в трех чтениях приняла поправки к закону «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Законопроект, внесенный «Единой Россией», в очередной раз отодвигает срок окончания бесплатной приватизации муниципального жилья с 1 марта 2010 года на 2013 год. Если гражданин решит приватизировать жилье после этого срока, то ему понадобится согласие собственников – муниципалитета или субъекта РФ, а выкупать жилье придется по рыночной цене.

Безвозмездно, то есть даром

Сроки окончания безвозмездной передачи жилья гражданам впервые были определены в связи со вступлением в силу Жилищного кодекса РФ с 1 марта 2005 года. Тогда было решено закончить приватизацию 1 января 2007 года. Но из-за того, что не все желающие успевали оформить право собственности на занимаемую жилплощадь, приватизацию решили продлить.

Мотивы ее продления в этот раз те же. Депутаты подумали о меньшинстве. В первую очередь вспомнили о ветеранах Великой Отечественной войны, которые в этом году по указу президента РФ должны получить жилье, и у них должно быть право его приватизировать. Хотя жилье ветеранам и так передается безвозмездно в собственность.

Другое дело льготники, не участники войны, которые тоже десятки лет стоят в очередях на получение социального жилья (таких осталось примерно 6% в стране). Окончание приватизации лишит их права бесплатно получить в собственность квартиры. Во имя социальной справедливости логичней было бы принять законопроект бывшего сенатора от Петербурга Сергея Тарасова, который предлагал отказаться от ограничения сроков приватизации.

Всего в Госдуму РФ было внесено семь альтернативных законопроектов, предусматривающих перенос срока окончания приватизации. И все они почти с одинаковыми обоснованиями. В пояснительной записке к законопроекту от партии ЛДПР делается предположение, что многие граждане не успели за 20 лет его приватизировать из-за «крайне длительных процедур сбора необходимых документов и недостатка времени и средств у простых граждан для получения необходимых справок в различных инстанциях». Кроме того, в ЛДПР объясняют необходимость продлить приватизацию, чтобы защитить права граждан, проживающих в общежитиях.

В пояснительной записке к законопроекту «Справедливой России» делается акцент на возможность деприватизации жилья, поскольку в период кризиса доходы населения снизились, и надо сохранить возможность отказаться от права собственности на квартиру, чтобы минимизировать налоговые платежи и расходы на содержание жилого фонда. И не исключено, что именно эта возможность в скором времени некоторым категориям граждан пригодится.

Вероятнее всего, решение продлить приватизацию связано, во-первых, с приближающимися думскими выборами, намеченными на 2011 год, а в 2012 году грядут президентские выборы. Поэтому обострять социальную напряженность по поводу приватизации раньше 2013 года не стоит. Во-вторых, приватизация позволит государству незаметно сократить расходы бюджета, переложив затраты на содержание жилищного фонда на плечи собственников, а также пополнить казну за счет налога на имущество.

Нейтральное событие

Эксперты не считают, что продление приватизации каким-либо образом может повлиять на рынок жилой недвижимости России, скорее это нейтральное событие, ведь значительная доля квартир в стране и так уже приватизирована. «То, что срок продлен, хорошо. Большинство людей все-таки уже позаботились о приватизации, однако остаются и те, кто еще не успел. Например, в ноябре-декабре в отделениях был большой наплыв людей, на конец года пришлось рекордное количество обращений. Тем не менее, я бы не стал делать срок долгим, как собирались ранее, до 2015 года, - так как в нашем менталитете все делать в последнюю очередь. Срок до 2013 года – оптимальный», – полагает генеральный директор агентства "Петербургская недвижимость" Сергей Дроздов.

Точных данных нет, по разным оценкам, в России на конец 2009 года приватизировано 75%-80% жилого фонда. Наиболее бойко шла передача жилья в собственность граждан в прошлом году, когда еще не верилось в то, что ее продлят. По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ФРС), в среднем каждый месяц в 2009 году регистрировалось вдвое больше прав на жилые помещения по договорам передачи жилья в собственность граждан, чем в 2008 году. В декабре прошлого года был установлен рекорд: 22906 сделок.

«Аналогичную ситуацию можно было наблюдать в 2007 году, когда планировалось завершить приватизацию: количество желающих оформить собственность резко увеличилось. Люди, которые годами не использовали свое право, вспоминали о нем и отправлялись регистрировать собственность. Сегодня ситуация повторяется», - говорит заместитель руководителя управления ФРС Мария Мельникова.

Брать или не брать

На вопрос, приватизировать жилье, или нет – однозначного ответа не существует. Главное преимущество приватизированного жилья в том, что его можно передать по наследству, продать. И если это позволит собственнику улучшить жилищные условия или получить материальную выгоду, то сомневаться не стоит. Но тем кто живет в весьма потрепанном доме, хрущевке, то вопрос о целесообразности приватизации весьма спорный. На собственника ложится бремя по содержанию имущества: налог на имущество, капитальный, текущий ремонты и т.п. По договору социального найма все эти обязательства остаются у государства.

Какими будут расходы новых собственников жилья, определить сложно, понятно только одно: расходы будут выше, и они будут расти. В частности, по налогам. Правительство и депутаты давно разрабатывают концепцию налога на недвижимость, который заменит налог на имущество физических и юридических лиц и налог на землю. Пока профильные министерства (Минэкономразвития и Минфин) не могут договориться о том, как этот налог должен рассчитываться, каким должен быть размер ставок и как они будут дифференцироваться в зависимости от категории налогоплательщика, типа зданий и т.п. Не исключено, что если ставка налога на квартиры будет поднята и рассчитываться исходя из рыночной стоимости жилья, то суммы налогов станут исчисляться не сотнями (как сейчас), а тысячами рублей. Предполагается, что новый налог появится в 2012 году.

Что касается ремонта жилищного фонда, то по самым скромным оценкам экспертов, чтоб восстановить его до нормального, пригодного для комфортного проживания состояния, требуется вкладывать в капитальный ремонт ежегодно около 200 млрд руб., а фактически на эти цели государство ежегодно расходует примерно в четыре раза меньше средств.

«Государство сегодня еще раздает жилье, а потом обяжет всех участвовать в ремонте и, возможно, это приведет к перераспределению жилищного фонда в стране», - полагает полномочный представитель президента Российской гильдии риэлторов в Северо-Западном федеральном округе Павел Созинов.

«Воровайка»

Но продление сроков приватизации затрудняет формирование государственного жилого фонда, который мог бы решать социальные задачи. Например, переселение должников по ипотеке в муниципальное жилье, но так, чтоб они его не приватизировали бесплатно.

«Вероятно, в определенной степени это так и есть, хотя тема социального найма (доходных домов) актуализируется. Экономика требует динамизма – сотрудник должен быть мобилен, это касается не только личного автомобиля, но и готовности менять местообитание сообразно экономической конъюнктуре, стратегии развития работодателя и личным планам работника. Но здесь может быть и благородное желание государства переложить на плечи гражданина бремя содержания его жилища», - отмечает заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский.

Он поясняет, что чем больше собственников, тем меньше обязательств у государства. «ЖКХ остается «черной дырой», куда проваливаются колоссальные бюджетные средства; здесь и реальные затраты, и чудовищная «воровайка», чести государству не делающая и выгоды не приносящая, ибо выгодоприобретатели, рыцари без страха и упрека, крестоносцы откатов и приписок - сконцентрированы в тех низовых звеньях этой системы, которые из Кремля в упор не видать», - иронизирует Алексей Шаскольский.
 
 
 
Динамика количества зарегистрированных прав на жилые помещения по договорам передачи жилья в собственность граждан по Петербургу и Ленобласти в 2009 году

Январь
5254
Февраль
8729
Март
8949
Апрель
13102
май
12216
июнь
15216
июль
15444
август
14225
сентябрь
15203
октябрь
17077
ноябрь
16766
декабрь
22906

Источник: Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
 
Основные показатели жилищных условий населения
 
1995
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года) - всего, м2
18,0
19,2
19,5
19,8
20,2
20,5
20,9
21,3
21,5
Средний размер одной квартиры, 
мобщей площади жилых помещений
47,7
49,1
49,3
49,6
49,9
50,1
50,4
50,8
51,3
Удельный вес числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в общем числе семей (на конец года), %
15
11
10


9
11
10
7
6
6
Капитально отремонтировано жилых домов за год, тыс. м2 общей площади
11666
3832
4780

4833
4625
4768
5552
5302
6707
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, %
1,4
2,4
3,1
3,1
3,2
3,2
3,2
3,2
3,2
Приватизировано жилых помещений (с начала приватизации, по состоянию на конец года):
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 всего, тыс.
12479
17351
18538
19823
20676
21980
23668
25149
25838
 в процентах от общего числа
 жилых помещений, подлежащих
 приватизации
36
47
50

54
56
59
63
66
69
Источник: Росстат

Текст: Александр Сологуб