Перспектива была прекрасна. На территории, созданной путем намыва песка, вырастет новый жилой район, отличающийся регулярной застройкой. Главную его магистраль образует «эспланада»: две линии высотных домов по обе стороны канала – выпрямленного русла реки Смоленки. В ее устье на искусственном острове – грандиозный памятник защитникам города.
С момента начала реализации проекта прошло тридцать пять лет. Практическая его задача успешно решена. Возник и продолжает развиваться вглубь престижный спальный район, выгодно отличающийся по местоположению: близостью к морю и одновременно – к центру города. Другое дело – задача эстетическая.
Берег залива частью превращен в «урбанистический пляж», частью забит гаражами. И лишь гранитный остров в месте впадения реки Смоленки в залив напоминает старожилам о смелом замысле прежних градостроителей.
Но идея «обратить город к морю» жива.
И то, что не удалось свершить строителям коммунизма, отныне предстоит сделать строителям капитализма – на том же отдельно взятом острове. Технология та же, намыв территории. Эстетика традиционна – регулярная застройка. Изменилась лишь практическая составляющая идеи «фасада» – ее непосредственный градостроительный стимул.
В 1990-е годы город оказался отрезанным от своего географического окружения – Ленинградской области и в будущем может развиваться лишь в отведенных ему административных границах, подобно британскому Гонконгу, окруженному коммунистическим Китаем. Но есть резерв – акватория Финского залива, федеральная собственность. Ею Россия готова поделиться с городом, на известных условиях.
И городу и России нужен современный пассажирский морской порт. Но еще больше и городу и России нужен современный международный транзитный путь. Восточная дуга Кольцевой автодороги на эту роль не подходит, в будущем это – внутригородская магистраль. Остается Западный скоростной диаметр, для которого нужна свободная от застройки земля. Итог: интересы России и города естественным образом совпали. Если не считать интересов аборигенов Васильевского острова.