Правительство на своем последнем заседании одобрило проект закона «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга». Генплан города впервые получит статус закона. Законопроект в основном включает карты и схемы территориального планирования: зоны функционального использования, границы зон охраны культурного наследия, схемы размещения крупных объектов и т. д. Депутаты обещают принять документ в первом чтении еще до парламентских каникул и окончательно утвердить в сентябре.
Под охраной
Активизация работы над Генпланом, начатой еще в 2000 году, случилась лишь при нынешнем губернаторе. К концу 2004 года все семнадцать томов документа были готовы. Еще полгода ушло на экспертизу, согласования, общественные обсуждения и приведение Генплана в соответствие с требованиями нового Градкодекса. Председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов с гордостью отчитался, что документ получил 500 согласований у федеральных и городских ведомств и прошел через 200 общественных слушаний.
Из последних новшеств документа – включение в Генплан проекта новых охранных зон. Напомним, что данная корректировка, предложенная КГИОП этой весной, вызвала острые дискуссии. Проект предполагает сокращение охранных площадей в 4,5 раза, полный запрет на новое строительство в историческом центре и создание поквартальных режимов градостроительной деятельности в «буферной зоне». В результате жарких споров всех оппонентов убедили. Проект остался практически таким, каким его хотел видеть Смольный. КГИОП пошел лишь на незначительные уступки, чуть расширив границы территории «жесткой» охраны. Последними сдались депутаты, прежде настаивавшие на утверждении новых зон в виде отдельного закона. Режимы и регламенты градостроительной деятельности внутри охранных территорий КГИОП пообещал включить в Правила землепользования и застройки. Они будут приняты в конце этого года.
Основы прорыва
Генплан дает сценарии развития жизненного уклада города в области жилищного, общественно- делового и промышленного строительства, транспортной инфраструктуры и т. д. В частности, декларируется, что прирост объемов жилищного фонда к 2015 году составит 32 млн кв. м общей площади, еще 36 млн кв. м добавятся к 2025-му. Ежегодная прибавка в 3,2 млн кв. м жилья в год кажется несколько нереальной (в прошлом году застройщики сдали 2 млн кв. м). Разработчики поясняют, что в эту цифру включена и реконструкция. Капремонт и модернизация жилфонда, в том числе ветхого и аварийного, к 2015 году должны быть выполнены в объеме 13 млн кв. м, а к 2025-му - 25 млн кв. м.
«Реконструкционный» дух сквозит и в другой идее Генплана - замене промышленных территорий зонами общественно-деловой и жилой застройки. Предполагается, что около 25% производственных территорий в центре города будут перепрофилированы. Общая площадь жилых зон к 2025 году увеличится на 60% - до 36-37 тыс. га. В два раза – на 3 тыс. га умножатся территории общественно-деловой застройки, связанные с развитием науки, высшего образования, банковской деятельности и т. д. Под новые промышленные зоны отведено немного: около 500 га на 2015 год и 1,5 тыс. га на 2025 год.
Прорыв обещан и в сфере развития транспортной инфраструктуры. Генплан подразумевает строительство новых переходов через Неву, обширной системы скоростных автомагистралей, новых линий метрополитена, железнодорожного обхода города и другие проекты. Как будут финансироваться эти масштабные планы, документ ответа не дает. По словам Александра Викторова, важно было заложить основные направления развития города. А механизмы воплощения грандиозных замыслов чиновники пропишут в иных нормативных актах.
Сложности корректировки
Шансы скорректировать закон о Генплане минимальны. Немногочисленные попытки были тут же пресечены. Глава Комитета по инвестициям Максим Соколов предположил, что при появлении масштабных проектов уровня «Тойоты» площадей, отведенных Генпланом под промзоны, окажется недостаточно. Стратегические опасения г-на Соколова развеял глава КГА. По словам Александра Викторова, 16 промзон будет вполне достаточно. В крайнем случае, возможно внесение изменений в Генплан. Правда, для этого потребуются серьезные обоснования.
Сложности корректировки Генплана осознают и депутаты, которых не устраивают масштабные проекты, появившиеся на картах и схемах в этом году. В частности, у депутата Сергея Гуляева, сомнения вызывает проект строительства пассажирского терминала и преобразования западной части Васильевского острова. Согласно новому Градкодексу парламент не имеет права утверждать поправки в схемы территориального планирования. Это прерогатива исполнительной власти. Глава комиссии по горхозяйству ЗС Михаил Амосов предложил предусмотреть возможность внесения губернатором после первого чтения документа консолидированных поправок. Для этого потребуется подготовить соответствующие изменения в регламент ЗС.
Судя по всему, никаких промедлений с принятием закона о Генплане в Смольном не допускают. В своей заключительной речи Валентина Матвиенко отметила, что хотя власти и легче работать без Генплана, но пришло время «жить не по понятиям, а по закону».