ГТК «Россия» была образована в 1992 году. В 2006-м авиакомпании «Россия» и «Пулково» объединились во ФГУП. А в 2007 году начался процесс разделения их на отдельные предприятия – ОАО «Аэропорт Пулково» (принадлежит Петербургу) и авиакомпанию ФГУП «ГТК «Россия» (собственность госкорпорации «Ростехнологии», но с базовым аэропортом в Петербурге). Предполагалось, что «Россия» будет ориентирована на высокопоставленных клиентов из руководства страны и Петербурга.
Однако особых успехов менеджменту компании добиться не удалось. За это время ГТК накопила около 6 млрд рублей долгов. По словам председателя комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП) Николая Асаула, в декабре этого года состоялось два судебных заседания по заявлениям двух кредиторов «России» - аэропорта Пулково и поставщика топлива компании «Совэкс». Среди желающих получить долги с ГТК также «Лукойл» и «Газпромнефть». Смольный не исключает их возможного вхождения в уставный капитал «России» после ее акционирования – таким образом может быть погашена часть долга.
Решение об акционировании ГТК «Россия» на правительственном уровне будет принято в начале 2010 года. Однако уже сейчас, после совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова, которое состоялось на прошлой неделе, было решено выделить из антикризисного фонда 3,9 млрд рублей на нужды ГТК. В следующем году предстоит акционировать ГТК, в результате чего Петербургу перейдет блокпакет (25% + 1) в ее капитале.
«Игорь Шувалов дал еще раз поручение министерству транспорта и ГТК «Россия», чтобы до 30 декабря 2009 года они окончательно сформулировали идеологию формирования Росавиа», - заявила губернатор Валентина Матвиенко, которая участвовала в совещании. После этого будет принято решение о том, в каких взаимоотношениях должны быть ГТК и Росавиа. Губернатор считает, что Росавиа «должно базироваться в Петербурге».
Как сообщил Николай Асаул, при правительстве Петербурга создан наблюдательный совет под руководством вице-губернатора Юрия Молчанова с участием ГК «Ростехнологии». Совет в ближайшее время займется изучением стратегии развития ГТК «Россия», которую эта компания должна была предоставить Смольному до конца 2009 года, но так и не успела завершить ее разработку. Совет и КТТП на ее основе составит свой план развития авиакомпании, который обещается вынести на утверждение правительства Петербурга в первом квартале 2010 года.
«Мы уверены, что нам удастся вывести эту компанию хотя бы на ее показатели 2007 года», - полагает Николай Асаул, отмечая, что за последние годы ГТК не только растеряла пассажиров, но и утратила некоторую часть маршрутной сети. По данным Минтранса РФ, за 11 месяцев 2009 года пассажиропоток «России» упал на 16,8% (до 2,768 млн человек). Для сравнения: у «Аэрофлота» - поток упал на 6,9% (до 8,15 млн человек), у авиакомпании «Сибирь» - на 25,1% (до 4,18 млн), у «ЮТэйр» поток вырос на 6,1% (до 3,2 млн человек), «Трансаэро» увеличила поток на 1,4% (до 4,65 млн человек).
По словам Асаула, выделенные государством средства пойдут «не на латание дыр, а на то, чтобы вывести компанию из пике». Город намерен сменить топ-менеджмент компании, закупить новые воздушные суда (в течение нескольких лет парк предполагается удвоить), сократить персонал ГТК (сейчас там трудится около 5 тысяч человек), расширить маршруты полетов, а также постепенно избавляться от непрофильных активов авиакомпании. В их числе – медико-санитарная часть ГТК, цех по производству бортового питания, аналитические и консалтинговые структуры.
«Во всем мире производство питания и многие другие услуги в авиакомпаниях выполняются по аутсорсингу. У нас же это все внутренние подразделения ГТК», - говорит Николай Асаул. Кроме того, заявил он, авиакомпании ни к чему дорогие офисы на центральных улицах крупнейших европейских городов – затраты на их содержание велики, а необходимости в них нет. Обслуживание пассажиров по максимуму будет переведено в электронный вид, чтобы избавиться от лишних расходов.
Расчет на акции
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает: «Возможно, акционирование может потребовать больше времени, чем предполагаемые правительством РФ восемь месяцев. Потому что потребуется провести оценку всех активов компании, выбрать способ реализации акций, собрать заявки от инвесторов и т.д. На продолжительность акционирования может повлиять и реструктуризация долгов компании, ведь не все кредиторы могут согласиться на предложенные им условия, значит, переговоры могут затянуться, а вместе с ним и акционирование компании. Однако в целом бумаги компании могут быть интересны инвесторам, и акционирование должно пройти успешно».
При этом Дмитрий Баранов сомневается, что акции авиакомпании могут заинтересовать «Лукойл» и «Газпромнефть». Авиабизнес для них не профильный, и этим компаниям «было бы крайне желательно получить деньги, а не акции».
«Если они возьмут акции, то им придется быстро реализовать их. Если это и будет возможно, то цена реализации вряд ли может быть высокой. А это значит, что компании могут потерять часть своих средств», - рассуждает Баранов, предполагая, что названные топливные операторы, «вероятнее всего, откажутся от предложенных им бумаг ГТК».
Глава компании «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что пока рано рассуждать об акционировании ГТК: «Когда будет найден способ быстро довести до авиакомпании выделенные ей 3,9 млрд рублей, чтобы рассчитаться с долгами, помочь пережить ей низкий сезон начала 2010 года, – вот тогда можно будет обеспечить безболезненное акционирование». Что касается непрофильных активов, то, по его мнению, нельзя однозначно утверждать, что избавление от них поможет решить проблемы ГТК.
«В мире есть примеры, когда авиакомпания предпочитает заниматься исключительно авиационной деятельностью, и есть обратные – когда в ее состав входят так называемые непрофильные активы. Ведь в конечном счете тот же цех бортового питания необходим для работы предприятия. И если он к тому же еще и приносит доход, то лишним быть не может. Избавление от этих активов не поможет ГТК избавиться от задолженностей. Это может быть лишь экстренной мерой, которая позволит менеджменту компании сосредоточиться на управленческих вопросах», - считает Олег Пантелеев.
Директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков предполагает, что такие активы ГТК, как цех бортового питания, который, по сути, работает как кейтеринговая служба, а также медицинский комплекс, вполне могут заинтересовать участников рынков – в данном случае общепита и медицинских услуг. Вопрос лишь в условиях продажи. Кроме того, реализация активов должна состояться к концу 2010 года, когда финансовое положение бизнесменов, в том числе и в указанных сферах, должно быть лучше, чем в 2009-м.
«Это закономерная история: в 2007 году многие компании пытались попробовать себя в самых разных видах бизнеса, покупая непрофильные активы. В кризис они начинают избавляться о них», - говорит Игорь Лучков.