Город вышел из гостиничного бизнеса, пополнив казну на 4,35 млрд руб. Год назад скептики выражали сомнения по поводу прогнозируемой величины прибытка около 4 млрд руб. Кроме того, критиковали поспешность приватизации – это шло вразрез с намерением властей найти для гостиниц долгосрочных инвесторов.

По среднему классу

Предыдущий опыт приватизации отелей был связан с чередой скандалов. Дабы избежать повторения ошибок, власть постаралась подстраховаться. Отсюда – нежелание КУГИ дробить пакеты акций. И выбор способа продажи – открытый аукцион. Фонду имущества было дано добро на привлечение к оценке «дорогих» отелей компаний, чье имя станет бесспорным знаком качества. В результате с крупными объектами работали Ernst&Young и Deloitte&Touche из «большой четверки» международных консалтинговых компаний. К оценке гостиниц классом пониже привлекли местных специалистов, а их отчеты на всякий случай направили на рецензию в Российское общество оценщиков.

Результат оценки – чуть менее 3 млрд руб. Глава КУГИ Игорь Метельский, несколько разочарованный цифрой, выразил уверенность в том, что «торги приблизят цену к нашим ожиданиям».

В сентябре первыми с молотка ушли пакеты акций гостиниц эконом-класса – «Выборгской», «Киевской» и «Чайки». Все три лота – по стартовой цене. По признанию чиновников, были опасения, что торги вовсе не состоятся. Серьезный инвестор все же проявился. Акции «Выборгской» приобрело ООО «Росинвестпроект», владеющее основным пакетом акций гостиницы «Россия». В «небедные» руки попала гостиница «Чайка» – ЗАО «Балтинвест ЛК» является дочерней компанией пенсионного фонда "ЛУКОЙЛ-гарант». Владельцем 55%-ного пакета гостиницы «Киевская» стало ООО «Европа».

Второй аукцион, по продаже «Туриста» и «Южной» характеризовался уже легким ажиотажем. За «Турист» сражались шесть компаний, подняв стартовую цену (53 млн руб.) более чем вдвое. В итоге оба объекта за 193 млн руб. приобрели москвичи в лице ООО «Отель «Бизнес-Сити». Эта управляющая компания специализируется на строительстве сети гостиниц в двух столицах. Прогнозы скептиков, что город запросил слишком много, не оправдались.

Шаги победителей

Выручив порядка полмиллиарда рублей, Смольный взял паузу. По уставу ООО, которыми являются «Прибалтийская», «Пулковская» и «Десон-Ладога», нужно было сначала предложить долю города совладельцам. С «Десон-Ладогой» (66 млн руб. за 50%-ный пакет уставного капитала) разобрались быстро. С акционерами остальных гостиниц договаривались весь прошлый год. Доли города в «Прибалтийской» (49%) и «Пулковской»(74,9%) компания Ernst&Young оценила в 500 с лишним млн руб. каждую. Совладельцы предлагали на порядок меньше.

Еще занятней получилось с ОАО «Гостиничный комплекс «Астория», где госпакет акций был самым незначительным (22,2%). Его предполагалось пустить с молотка уже в октябре. Но в августе владельцы поменяли форму собственности гостиницы на ЗАО, получив право преимущественного выкупа. Переговоры затянулись почти на полгода. Хозяева настаивали на первоначальной оценке пакета в $6 млн. Но в конце концов согласились с цифрой международных оценщиков в $17 млн.

Интрига развернулась вокруг продажи контрольных пакетов акций ключевых отелей – «Октябрьской» (60%) и «Москвы» (74%). С ними связывались самые большие надежды, поэтому растянули сроки экспозиции объектов – с октября продажу перенесли на весну. В итоге рынок удалось «разогреть». Торги по продаже акций «Москвы» собрали 19 участников, в их числе 5 международных операторов. ЗАО «Центр инвестирования» (близкое к торговому холдингу «Адамант») выложил за пакет более 1 млрд руб.

Еще больше порадовала «Октябрьская» В ходе торгов было сделано более 350 аукционных шагов, стартовая цена (312,4 млн руб.) выросла в четыре раза. Победила компания «Северная столица» (учредитель – банк «Викинг», являющийся кредитором «Октябрьской»).

Результаты двух последних торгов стали потрясением не только для участников аукционов, но и самих чиновников, назвавших цену «предельной». Многие участники последних аукционов характеризовали ее как неадекватно завышенную.

Впрочем, городу все на пользу. По мнению губернатора Валентины Матвиенко, гостиницы продали очень выгодно, и у них появились реальные инвесторы, заинтересованные в модернизации объектов.

Доля скепсиса

В целом идею продажи гостиниц частному капиталу представители бизнеса приветствуют. Но итоги всей отельной кампании, а также ее проведение оценивают не столь радужно.

Руководитель группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский полагает, что торги лишний раз продемонстрировали незрелость петербургского гостиничного рынка. Неоднозначными оказались даже результаты работы международных оценщиков. Когда цены на торгах взлетают в три-четыре раза, это говорит о недооценке объектов, либо о том, что гостиничный инвестор реально не просчитал бизнес. А это может отрицательно сказаться на перспективах дальнейшего развития объектов. «Мы предлагали другой алгоритм. Все объекты нужно было оценивать двум командам: российской и международной. И лишь после сравнения результатов – выходить на аукционы», – говорит г-н Шаскольский.

Гостиничные операторы больше выражают скепсис по поводу сохранения профиля крупных отелей. По мнению директора департамента гостиничного консалтинга петербургского ЗАО «МКД-Партнер» Вячеслава Иванова, нет гарантий, что инвестор, заплатив столь высокую цену, удержится от соблазна перепрофилировать объект. И если ситуация пойдет в сторону сокращения номерного фонда, гостиничный рынок сразу отреагирует повышением цен. Впрочем, развитие города как мирового туристического центра – уже из других приоритетных задач администрации

Текст: Александр Смирнов