Задачу обустройства Синопской набережной губернатор поставила летом прошлого года, поручив до 1 октября разработать концепцию развития территории. Реализацией идеи занялась частная структура - ЗАО «Синопская набережная». Свои предложения по развитию зоны компания представила на заседании городского правительства лишь в мае.

 Поле для инвестиций

Под инвестиционное развитие выделен участок, ограниченный Синопской набережной, Херсонским проездом, проспектом Бакунина и Исполкомской улицей. Преобразования коснутся трех кварталов - 55, 55А и 55Б Центрального района общей площадью 7,2 га. Несмотря на выгодное месторасположение (по соседству со Смольным и в 300 м от Невского пр.), территория считается депрессивной и используется в основном под склады и производства.

Бизнес-план, предложенный ЗАО, предусматривает расселение ветхого и аварийного жилья, строительство офисного комплекса, развлекательных, гостиничных и торговых центров. Предполагаемая площадь нового строительства - 242 тыс. кв. м. По оценкам генерального директора ЗАО "Синопская набережная" Андрея Харкевича, проект обойдется в $300 млн, срок окупаемости составит 11 лет.

Материализацию идеи усложняет решение имущественных вопросов с собственниками. Из расположенных на территории 40 объектов лишь 6 принадлежат городской казне. Большая часть недвижимости и земли - в частной собственности у ОАО «Автопарк № 7 Спецтранс», АООТ «Ремонтно-механический завод», АОЗТ «Торгово-инвестиционная компания «БалтТрейд», ЗАО «Пятое колесо». Ряд зданий находятся в безвозмездном пользовании ГОУ «Центр интеграции образования Министерства образования РФ». Кроме перебазирования собственников, инвесторам предстоит заниматься расселением. На попавшей под развитие территории значится ветхий и аварийный фонд общей площадью 32 тыс. кв. м, где прописано почти 1,5 тыс. человек.

С вертолета на землю

Первоначальные планы развития набережной включали создание на территории административно-деловой зоны. Данную идею озвучил в конце апреля вице-губернатор Юрий Молчанов. По соседству со Смольным предполагалось сконцентрировать разбросанные по городу комитеты и ведомства исполнительных органов власти, а также федеральные структуры согласные сюда переехать. Кроме того, здесь же собирались дислоцировать стратегических инвесторов, на сотрудничество с которыми делает ставку город. Судя по всему, на одобрение именно административного варианта концепции до последнего момента надеялся и гендиректор ЗАО "Синопская набережная" Андрей Харкевич. Высоких чиновников пытались «соблазнить» вертолетными площадками и яхтенными причалами.

Губернатор назвала идею зоны реальной, но «не для Правительства Санкт-Петербурга». И заявила, что правительство рассматривает другие, более скромные варианты создания административного центра. Девелоперу посоветовали ориентироваться на представителей «крупного капитала». И в целом дали понять, чтобы компания в деле преобразования территории больше рассчитывала на собственные силы. «Правительство города оказало вам серьезное доверие. Хотелось бы, чтобы и вы оказались состоятельными людьми, а ваша организация – серьезным партнером», - напутствовала губернатор г-на Харкевича.

 Без статуса

На разработку четкой программы развития территории с указанием точных сроков ее реализации и стратегией привлечения инвесторов отведено 12 месяцев. После отказа от участия в проекте города, цена вопроса грозит увеличиться. Например, затраты могут вырасти из-за невозможности использовать административный ресурс для перебазирования собственников. Кроме того, негатива добавил глава Комитета по энергетике Александр Бобров, заявивший, что зона Синопской набережной в инфраструктурном отношении является "остро дефицитной". И потребует сооружения головных источников по всем видам энергоносителей.

Реального инвестора за концепцией пока нет. Поэтому г-н Харкевич, оказавшись без поддержки власти, не скрывал своего разочарования. Тем не менее, озвучил три варианта инвестиционной стратегии. Первый - разделение территории на лоты и продажа их через торги, второй – привлечение инвесторов путем их вхождения в уставной капитал ЗАО «Синопская набережная». Третий – поиск для реализации концепции единого инвестора.

Глава КУГИ Игорь Метельский называет третью схему наиболее предпочтительной. Но не скрывает, что территория «тяжелая» во всех отношениях. Интересно, что ЗАО «Синопская набережная» придется работать без статуса АРТ. Высокое звание обещано дать лишь через год, если будет представлен подкрепленный необходимыми капиталовложениями план действий. Напомним, что в прошлом году в аналогичной ситуации оказалось ОАО "Измайловская перспектива". Из-за отсутствия внятной концепции развития территории и слабых финансовых возможностей заветный статус АРТ компания так и не получила.

 

Текст: Александр Смирнов