«Сделка имеет стратегическое значение для нашего формата «супермаркет»: покупая качественный актив, мы серьезно укрепляем позиции «Перекрестка» в принципиально важных для нас регионах. В результате ребрендинга и внедрения ассортиментной и ценовой политики X5, мы планируем не только сохранить существующую клиентскую базу «Патэрсона», но и привлечь новых покупателей, повысив продажи приобретаемых магазинов. Мы также ожидаем увидеть значительный позитивный эффект от интеграции бизнеса «Патэрсона» c X5 за счет централизации ключевых функций, включая закупку, логистику, IT и управление персоналом, а также благодаря программам по повышению эффективности, реализуемым в X5. В целом, считаю, что приобретение «Патэрсона» несет несомненные преимущества для компании и создает дополнительную стоимость для наших акционеров», - прокомментировал сделку исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис.
Сделка предполагает 100-процентную оплату стоимости акционерного капитала денежными средствами - $189,5 млн. Чистый долг сети «Патэрсон» на дату подписания соглашения составлял около $85 млн. Получается, окончательная цена сделки – $274,5 млн. Как сообщили в X5 Retail Group, компания планирует закрыть сделку до середины декабря 2009 года, профинансировав ее из собственных средств.
В группе утверждают, что главной стратегической целью при приобретении «Петерсона» являлось укрепление конкурентных позиций Х5 в формате «супермаркет»: к существующим универсамам «Перекресток» добавляются качественные магазины с хорошим местоположением в стратегически важных для X5 регионах, включая Москву и Петербург. В результате сделки общее количество супермаркетов под управлением X5 увеличится приблизительно на 25%.
До конца первого полугодия 2010 года X5 планирует интегрировать 52 магазина «Патэрсон» в формат «супермаркет», переименовав их в «Перекресток», а остальные 30 магазинов небольшого размера - в формат «дискаунтер» под брендом «Пятерочка». Несколько магазинов Х5 анализирует на предмет соответствия своим географическим и финансовым критериям: возможно, они будут закрыты. Но не исключено, что на самом деле анализируется соответствие антимонопольному законодательству, и тогда речь идет о магазинах, расположенных в Петербурге.
В ФАС говорили, что в результате сделки доля Х5 на петербургском рынке превысит допустимые антимонопольным законодательством 35%. Однако после официальных процедур в антимонопольном ведомстве выяснилось, что эта доля составит лишь 30,9%. В результате группа получила одобрение на сделку, не обремененное дополнительными требованиями.
По оценкам специалистов Сolliers Int SPb, в Петербурге общая площадь всех 11 магазинов сети «Патэрсон» насчитывает порядка 16-17 тыс. кв. метров. «В этой покупке можно отметить только плюсы. Группа зарекомендовала себя как опытный управленец и сумеет извлечь выгоду из хорошего месторасположения «Патэрсонов», - полагает руководитель отдела консалтинга Сolliers Int SPb Евгения Васильева.
«Основной имущественной составляющей «Патэрсона» является сеть универсамов. Недвижимость можно оценить на уровне $2-3 тыс. за квадратный метр. Оценить же бизнес с добавкой бренда сложно» - говорит директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучко.
Справка БН: