О создании новой сети по торговле рыбой и рыбопродуктами компания заявила на этой неделе. Планируется развивать три торговых формата: традиционные магазины, рыбные супермаркеты и автолавки. В рамках первого формата предполагается открытие 10-15 магазинов под названием «Полюс» площадью 200-300 кв. метров в спальных районах Петербурга и 15-20 — в Москве. Рыбный ассортимент составит в них 70% от общего объема (остальное – заморозка, овощи, мясные продукты). Первый магазин уже работает в Петербурге в районе Рыбацкого, второй откроется на днях на Сестрорецкой улице. Автолавки появятся в конце 2010 года, 15-20 точек разместится в Петербурге и Ленинградской области, еще 30-40 — в Московской области. Они будут торговать только рыбной продукцией.
Что касается супермаркетов, ориентированных исключительно на рыбный ассортимент, то их будет немного: 1-3 в Петербурге и 3-5 в Москве. Каждый из них займет площадь от 1 тыс. до 1,5 тыс. кв. метров. Первый супермаркет компания планирует открыть к началу 2011 года. Инвестиции в программу в компании не раскрывают, но по мнению директора департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерины Марковец, в открытие 100 точек придется вложить от $40 млн. «Сумма может быть вырасти в случае, если часть помещений будут выкупаться в собственность. Окупаемость 1 торговой точки может составить 3 – 4 года», - говорит она.
Все три формата, по мнению экспертов, актуальны для рынка. Вопрос лишь в том, чтобы найти правильное соотношение месторасположения и формата в каждом конкретном случае. Рыбные супермаркеты будут актуальны в узловых точках города. Например, вблизи станций метро с высокой проходимостью. Магазины формата «у дома» - в густонаселенных спальных районах и на хорошо проходимых улицах центра города. Автолавки - в районах с малой проходимостью, в поселках области.
«Новому оператору лучше всего развивать формат традиционного магазина площадью 200-400 кв. метров. Пока те два адреса, которые выбрал ритейлер, не представляются особо удачными ввиду невысокого уровня пешеходного потока. Автолавки вполне могут прижиться, а вот рыбный супермаркет - непривычный формат для петербуржцев. Здесь могут быть сложности», - комментирует директор по развитию бизнеса ASTERA St.Petersburg Людмила Рева.
Эксперты считают, что новая сеть составит реальную конкуренцию рыбным магазинам «Океан», которые в этом году стали возрождаться по всей России при поддержке Росрыболовства. В начале ноября первый магазин «Океан» был открыт в Петербурге, на Комендантском проспекте, 28. Его площадь - 350 кв. метров. ООО «Рыбный магазин» инвестировало в открытие магазина 20 млн рублей собственных средств. Помещение арендовано по рыночной ставке – 1100 рублей за 1 кв. м в месяц. Росрыболовство оказывает проекту консультационную и методическую поддержку: предоставляет перечень рыбодобывающих компаний, а также даты прихода в порт рыбопромысловых судов. До конца года откроется еще один «Океан», а в дальнейшем в каждом районе будет как минимум по одному магазину этой сети. В дополнение к стационарным магазинам в городе будет организована также передвижная торговля рыбной продукцией. Панируется создать около 300 мобильных торговых точек, первые из них появятся уже в январе 2010 года. Руководитель проекта магазинов «Океан» в Петербурге Роман Черствов был недоступен для комментариев.
«Будут ли сети «Океан» и «Полюс» конкурировать? Теоретически да. Проекты не только ориентированы на один и тот же рынок, но будут работать в одной нише специализированных рыбных магазинов. Но наиболее существенную конкуренцию обоим форматам будут составлять традиционные магазины с широким ассортиментом», - говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
«Учитывая, что рынки городов-милионников подобными специализированными форматами не насыщены, в первые год-два обе сетки (и «Океан», и «Полюс») найдут своих покупателей. Конкуренция в данном сегменте существует только в портовых городах, специализирующихся на рыбном промысле, например в Мурманске. В идеале, подобные магазины должны быть представлены в каждом городском микрорайоне», - уверена директор департамента коммерческой недвижимости LCMC Анастасия Балмочных.
Открытие специализированных рыбных магазинов - актуальная тенденция, пришедшая в Россию из Европы. Спрос на рыбные магазины сейчас неудовлетворен даже в Москве и Петербурге, не говоря о других крупных региональных городах. Потребители все больше задумываются о качестве жизни и, соответственно, качестве питания, а рыба всегда считалась здоровым продуктом. По оценкам «Финам», объем российского рынка товарной рыбы в розничных ценах сейчас составляет около 200 млрд. рублей. Около 20-25% приходится на Москву, около 5-10% - на рынок Петербурга.
«Наблюдается дефицит предложения, особенно в низком и среднем ценовых сегментах. Сейчас в товарной структуре рынка розничной торговли доля рыбной продукции в 6 раз ниже, чем мясной. Так что, в среднесрочной перспективе доля рыбы будет расти», - полагает Максим Клягин.
Около трех лет назад «Талекс» объявлял о планах открыть до 50 магазинов в Петербурге и Москве. Но проект был заморожен на стадии открытия пяти петербургских магазинов. Это было связано с финансовым кризисом, который изменил структуру спроса конечных потребителей.