О планах региональной экспансии «ПромИнвеста» рассказал член совета директоров компании Владимир Ядыкин («ПромИнвест» входит в ту же группу компаний, что и фирма «ВС Девелопмент», где Ядыкин является генеральным директором). По его словам, в течение двух недель завершится регистрация дочерней фирмы в Мурманске.
«Сейчас жилой фонд Мурманска включает 6 млн кв. метров жилья. Мы надеемся стать заметным игроком», - заявил он, но точную долю рынка, на которую претендует компания, назвать отказался.
В следующем году «ПромИнвест» планирует также выйти на рынки управления жильем Мурманской области и Урала. «Рассматриваем также возможность работы на юге России и в Московской области», - заявил Владимир Ядыкин. На новых рынках «ПромИнвест» планирует покупать действующих игроков, а также создавать новые юридические лица.
По словам собеседника, уже через год, за счет реализации региональной стратегии, компания увеличит объем жилищного фонда под своим управлением в два раза - до 15 млн кв. метров. «В итоге мы надеемся стать одним из ведущих игроков на российском рынке оказания услуг населению в жилищно-коммунальной сфере. Кризис нас не пугает. Это рабочая ситуация, которая открывает новые возможности для развития бизнеса. Тем более, что на фоне кризиса выходить в регионы легче», - говорит Владимир Ядыкин.
Инвестиции в программу в компании не раскрывают. «Трудно говорить об инвестициях, пока неизвестно, каким образом компания планирует увеличивать региональное присутствие – выкупая бизнес профильных компаний или участвуя в тендерах на управление. Возможные суммы могут очень существенно варьироваться. Но в целом, если говорить о порядке сумм, речь может идти о сотнях миллионов рублей. Сроки окупаемости проектов в сфере ЖКХ, как правило, превышают 10 лет», - рассуждает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.
«Согласен, что кризис – хорошее время для развития. Но надо помнить, что в разных регионах система ЖКХ функционирует по разным правилам. В Петербурге она убыточна. И эту тенденцию, не смотря на все реформы, не удается переломить уже 15 лет. Поэтому работать на рынке ЖКХ нашего города нужно очень осторожно. В регионах бизнес может быть более успешным, чем здесь, особенно, если местные власти относятся к компании лояльно. Хотя проблемы везде одинаковые: тарифы занижены по политическим соображениям и о какой-то приличной рентабельности в этом бизнесе говорить не приходится. На моей памяти никто из петербургских компаний ЖКХ до сих пор не уходил работать дальше Ленобласти. Причем, там работа проводилась в рамках системы госзаказа. Так что «ПромИнвест» будет первопроходцем», - говорит глава Ассоциации управляющих компаний в ЖКХ, генеральный директор УК «Стакс» Евгений Пургин.
«Для «ПромИнвеста» региональное расширение – вопрос укрупнения бизнеса. У больших компаний появляется эффект масштаба: они более успешны, более устойчивы на рынке, накопленный опыт позволяет им минимизировать издержки. Решение идти на новые рынки через выкуп действующих жилкомсервисов также эффективно, поскольку позволяет сохранить и улучшить ранее устоявшийся бизнес. Другой вопрос в том, что в сегменте ЖКХ никогда не было высокой доходности. Его не сравнить по доходности с УК в торговых или офисных центрах. Но небольшой стабильный доход при стабильном спросе на услуги присутствует. А это в текущих условиях не последнее дело», - говорит директор департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерина Марковец.