Управляющая компания «Бекар» выполнит функции технического заказчика по модернизации Финляндского вокзала в Петербурге и вокзала города Выборга. Заказ компания получила после победы в открытом конкурсе Дирекции железнодорожных вокзалов, итоги которого были подведены вчера. Проект будет реализован в течение двух лет. Объем вложений составит около $1 млрд. В целом программа модернизации коснется 68 вокзалов в городах России с населением более 200 тысяч человек.
Вчера Дирекция железнодорожных вокзалов подвела итоги первого открытого конкурса, по выбору технических заказчиков по модернизации 68 железнодорожных вокзалов. «Это означает, что мы переходим к этапу практической реализации программы в масштабе «вся Россия», - заявил начальник Дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов. Победители конкурса должны провести капитальный ремонт и реконструкцию зданий вокзалов, заменить инженерные коммуникации, установить необходимое технологическое оборудование, а также спроектировать и построить на базе старых вокзалов новые транспортно-пересадочные узлы. «Все вокзалы будут модернизированы с учетом социальных потребностей граждан, в том числе мало мобильной категории», - добавил Абрамов.
В пресс-службе дирекции уточнили, что на первый открытый конкурс были выставлены 63 лота. Технических заказчиков получили семь городов: Петербург, Новосибирск, Ростов, Краснодар, Волгоград, Астрахань и Ставрополь. По остальным лотам конкурс признали не состоявшимся.
В Петербурге выставляли на конкурс реконструкцию Финляндского вокзала и вокзала города Выборг единым лотом. Победителем признано ООО «УК «Бекар». С компанией пока заключено соглашение о намерениях по выполнению функций технического заказчика. Окончательный договор будет подписан после утверждения предложенной концепции модернизации. Как сообщил в беседе с «БН.ру» президент Becar Realty Group Александр Шарапов, это должно состояться в течение двух недель. В разработке концепции участвовал западный партнер «Бекара» - NAI, а также «Ленгипротранс» и несколько петербургских архитектурных мастерских. Предполагается, что реконструкция Финляндского вокзала будет разбита на три этапа. На первом этапе вокзал планируют приспособить для скоростного движения поездов по маршруту Петербург-Хельсинки. «Приведем в порядок платформы, навесы, инженерные системы и оборудование. После этого удобства и сервисы вокзала будут соответствовать европейским стандартам», - заявил Шарапов.
На втором этапе перепрофилируют для обслуживания пассажиров площади других департаментов РЖД, которые примыкают к вокзалу. Сейчас площадь таких «боковых» зданий превышает 10 тыс. кв. метров.
Реализация третьего этапа начнется года через три и потребует 4-5 лет. «Будем вовлекать в коммерческий оборот полосу отвода, которая составляет около 10 га. Возможно даже смещение самих платформ. На свободной территории планируется новое строительство - более 300 тыс. кв. метров коммерческой недвижимости разного профиля, в основном офисов и гостиниц», - говорит Александр Шарапов. Первые два этапа будут реализованы на средства РЖД и «Бекара» (масштаб его участия пока не называют), но вся недвижимость останется в собственности РЖД. На третьем этапе предполагается привлекать сторонних инвесторов, а новые объекты передавать им в собственность.
Что касается реконструкции вокзала города Выборга, то, по словам Шарапова, она не будет столь масштабной. «Планируем модернизацию вокзала без увеличения его площади - просто для придания объекту европейского лоска», - сказал он. Общие инвестиции в программу собеседник назвать отказался.
«Инвестиции только в третий этап реконструкции Финляндского вокзала могут составить около $600 млн. (с учетом реализации заявленного объема площадей, включая рекультивацию земель, которая, скорее всего, потребуется). Проект однозначно актуален. Многие наши вокзалы не соответствуют не то что европейским, но и российским стандартам. Финляндский вокзал – не исключение», - говорит руководитель отдела проектного брокериджа ASTERA St.Petersburg Ольга Земцова.
По оценке аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, объем вложений в первые два этапа реконструкции может составить около $100 млн. Третий этап – около $450 млн. Сроки окупаемости - более 10 лет. «Задача модернизации выглядит достаточно актуально. Распространенная в Европе практика интеграции вокзальных комплексов с объектами коммерческой недвижимости различного профиля демонстрирует, что такие проекты могут быть коммерчески достаточно успешными», - уверен Клягин.
С этим согласен директор по развитию Praktis CB Сергей Федоров: «Это стратегический проект. Денег «Бекар» на реконструкции не заработает, но получит вокзалы в эксплуатацию, что сулит приличную прибыль в будущем. Коммерческая функция на вокзалах отлично работает на больших пассажиропотоках. Подобные проекты реконцепции готовят и для других вокзалов Петербурга. В частности, наша компания занимается Витебском вокзалом».
«Сейчас в Петербурге европейским нормам соответствует, пожалуй, только Ладожский вокзал, остальные сильно не дотягивают по качеству обслуживания пассажиров. При этом комплекс коммерческой недвижимости на привокзальных площадях может показать высокую рентабельность, так как, например, гостиничная недвижимость в пешеходной доступности от крупного транспортного узла будет пользоваться спросом», - говорит пресс-секретарь компании STEP Наталья Суслова.
«Для «Бекара» этот проект - попытка диверсификации бизнеса, так как рынок коммерческой недвижимости Петербурга в кризисе. Получив этот контракт, «Бекар», скорее всего, надеется на финансирование РЖД. Рентабельность проекта оценить сложно, так как сама идея строительства офисной и гостиничной недвижимости с видом на железнодорожные пути - сомнительна. Финляндский вокзал - это не центр города, транспортные подъезды к нему затруднены, поэтому проект коммерческой застройки столкнется с рядом сложностей», - полагает управляющий партнер LCMC Дмитрий Золин.
В ведении Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) находятся 332 вокзальных комплексов, обслуживающих до 85% всех пассажиров дальнего следования. К 2013 году дирекция планирует полностью завершить их реконструкцию и модернизацию. Общий объем запланированных инвестиций составит порядка 28 млрд. рублей, 70% из них – инвестиционные средства. Реализация программы позволит не только качественно улучшить транспортную доступность российских регионов, но и даст мощный импульс социально-экономическому развитию субъектов РФ в целом. Общий экономический эффект от реализации программы в национальном масштабе на ВВП страны в период с к 2015 году составит около 85 млрд рублей. При этом будет создано около 28 тысяч дополнительных рабочих мест в таких отраслях, как строительство, розничная торговля и сфера услуг. На сегодняшний день определены этапы и источники финансирования по 78 вокзалам в городах с населением более 200 тыс. человек, из них 40 вокзалов будут модернизированы в течение ближайшего года.
Справка "БН":
Партнерами NAIBecar при разработке концепции выступали офисы NAI Европе, у которых есть опыт работы именно с транспортно-пересадочными узлами, а также архитектурные компании ОАО «Ленгипротранс», архитектурная студия «ИНТЕРКОЛУМНИУМ», архитектурная фабрика «32 декабря» и архитектурная группа «Северная столица».
Текст: Наталья Ковтун