Как сообщил сегодня, 16 ноября, на пресс-конференции в Москве министр транспорта РФ Игорь Левитин, при помощи инфраструктурных бондов будет финансироваться строительство скоростной трассы между Москвой и Петербургом, магистрали Москва-Минск, терминалы порта Усть-Луга, а также железнодорожные объекты. «Заявки есть от двух концессионеров по трассам Москва-Санкт-Петербург и Москва-Минск, а также от порта Усть-Луга. РЖД тоже готовит заявку», - заявил Игорь Левитин.
 
Уже в 2010 году Минтранс обещает разместить облигаций на сумму 75 млрд рублей. Из них треть будет направлена на трассу Москва - Петербург, 14 млрд рублей - на дорогу между столицей и Минском. По словам Игоря Левитина, к 1 июля 2010 года Минфин должен разработать механизм привлечения средств.
 
Концессионное соглашение о строительстве первого участка трассы между Москвой и Петербургом (15-58-й км) было подписано в июле этого года. Победитель конкурса, итоги которого Росавтодор подвел в конце 2008 года, ООО «Северо-Западная концессионная компания», должен будет построить этот участок за три года, начав строительство в будущем году. Его стоимость составит 60 млрд рублей, из них 35 млрд должен привлечь концессионер. Общая протяженность трассы между двумя столицами - 700 км.
 
В октябре этого года губернатор Петербурга Валентина Матвиенко также заявила, что планирует привлекать средства на строительство Западного скоростного диаметра за счет инфраструктурных бондов – в общей сложности на 25 млрд рублей. Она объяснила, что сегодня это единственный способ найти достаточное количество средств для этого проекта.
 
Первоначально предполагалось, что проект строительства ЗСД будет реализован в рамках государственно-частного партнерства. Но договориться об условиях инвестирования с консорциумом «Невский меридиан», который выиграл концессионный конкурс в прошлом году, Смольному так и не удалось. «Невский меридиан» должен был вложить 108 млрд рублей, еще столько же – в совокупности городской и федеральный бюджеты. Стройку пока решено вести на бюджетные деньги. В нынешнем году на эти цели из городского бюджета выделено 3,1 млрд рублей из федерального – 6 млрд. В 2010-м – в общей сложности 17 млрд рублей. К форме ГЧП чиновники хотели вернуться в 2011 году.
 
«Чтобы в 2014 году достроить ЗСД, нам надо привлекать частные инвестиции, надо искать новые инструменты для привлечения частных инвестиций. Мы с Министерством финансов сейчас очень активно работаем по выпуску инфраструктурных облигаций, и очень хорошо продвинулись. Есть понимание, что это возможно - инвесторы готовы будут вкладывать деньги. Мы планируем выпустить инфраструктурные облигации порядка 25 млрд рублей. В федеральном бюджете предусмотрено порядка 90 млрд под госгарантии. Это очень эффективный механизм привлечения частных инвестиций. Кроме того, мы до конца следующего года хотим уже открыть платную дорогу. Появится источник доходов, который также будет одним из факторов для частных инвесторов - что дорога уже начинает генерировать доходы», - сообщила Валентина Матвиенко.
 
По ее словам, соответствующее постановление правительства РФ должно выйти до конца 2009 года.
В пресс-службе ОАО «Компания Усть-Луга» сообщили, что до конца года предполагается получить государственные гарантии под выпуск облигаций со сроком обращения семь-десять лет.
«Компания Усть-Луга» уже имеет опыт выпуска облигаций. В 2007 года она выпустила трехлетние облигации на 600 млн рублей со ставкой купона 9,9%. В качестве обеспечения выступала госгарантия со стороны Ленобласти.
 
Проблема в том, что закон об инфраструктурных облигациях еще даже не внесен в Госдуму. К 1 декабря 2009 года его должна была разработать Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Однако против предложенного ею варианта этого документа выступило Минэкономразвития РФ.
 
По мнению замдиректора департамента корпоративного управления МЭР Ростислава Кокорева, такой закон вообще не нужен, так как «определение инфраструктурных облигаций как отдельного вида ценных бумаг является ложным». МЭР требует прописать в законопроекте ФСФР процедуру предложения бизнесом проектов на рассмотрение государству, уточнить определение специального инфраструктурного счета, его целесообразность и экономическое обоснование замораживания на нем денежных средств, возможность привлечения денежных средств в виде кредитов под государственную гарантию и т.д.
 
Эксперты рынка полагают, что без законодательного уточнения всех параметров выпуска подобных ценных бумаг привлечь средства таким способом будет невозможно. «Иинфраструктурные облигации обладают высокой степенью надежности, что позволяет рассчитывать на большой интерес потенциальных инвесторов к данному инструменту», - говорит аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Романов, добавляя, что за рубежом этот способ привлечения средств успешно используется. Но у нас подобной практики по авто- и железнодорожным проектам пока нет.

Текст: Ольга Мягченко