Конфликты между жителями зданий в исторической части города и компаниями, желающими переоборудовать чердаки их домов в мансарды, проблема давняя – и для чиновников, и для самих инвесторов. Представители КУГИ неоднократно заявляли о том, что давно перестали оформлять чердаки и подвалы в городскую собственность. Однако количество судебных споров не уменьшается.
Не чердак и был
История конфликта началась еще в 2005-м: тогда ООО «Корвет» и ООО «Гермес» решили переоборудовать чердак дома на Миллионной, 23, в мансарду. Компании заключили инвестиционные договоры с КУГИ – объект передали им на инвестиционных условиях с последующей продажей.
Узнав, что чердак площадью 600 кв. м. отдали бизнесменам, жильцы подали жалобы в несколько инстанций. С уверенностью в своей правоте – ведь по Жилищному кодексу, общее имущество дома (в том числе – и чердак) должно принадлежать ТСЖ.
После того, как граждане обратились в районное ПИБ, выяснилось, что помещение над их головами – вовсе не чердак, а мансарда. А значит – не общее имущество, а собственность города, который имеет право распоряжаться спорными квадратами по своему усмотрению.
Жильцы направили протест в прокуратуру, и та установила, что помещения инвесторам передали незаконно. Оказалось, что в инвентаризационных документах содержались ошибки, и помещение на Миллионной как раз чердак, а не мансарда. А значит – все действия по его переоборудованию нужно согласовывать с жителями дома. Хотя, по словам главы ТСЖ «Миллионная, 23» Михаила Беляева, согласия жильцов инвестор не получал.
По декрету
Затем представители ТСЖ обратились в комитет по управлению городским имуществом с просьбой разъяснить, на каком основании чердак все-таки передали инвестору. На что получили однозначный, хотя и весьма оригинальный ответ: на основании декрета Всероссийского центрального исполнительного комитета от 20 августа 1918 года «Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах» за подписью Якова Свердлова. Официально эту бумагу никто не отменял, а значит, на положения декрета можно ссылаться до сих пор. Следовательно, и заявления прокуратуры весьма спорны. Не суть, чердак это или мансарда, – все равно принадлежит городу.
Кроме того, КУГИ успел зарегистрировать право городской собственности на спорное помещение еще в октябре 2005-го. ТСЖ «Миллионная, 23» создали в июле того же года, однако не успели оформить чердак в общедолевую собственность.
Сослаться на положения Жилищного кодекса, по которому такие помещения могут рассматриваться в качестве общедолевой собственности, жильцам не удалось. Товарищество дома на Миллионной проиграло иски в отношении ООО «Корвет» в начале 2009-го. Арбитраж постановил, что чердачное помещение является собственностью города. Причина – в неоднозначном толковании норм Жилищного кодекса. Суд счел, что чердак не может быть общедолевым имуществом, поскольку в нем отсутствовали объекты, предназначенные для обслуживания более одной квартиры. В данном случае – тепловой центр. И с тех пор «Корвет» имеет все основания начать проект в доме на Миллионной – судебные приставы потребовали от ТСЖ обеспечить беспрепятственный доступ к помещениям.
Под крышей
Право на реализацию совместного с «Корветом» проекта по переоборудованию чердака в элитное жилье отстоял и «Гермес». Но представители ТСЖ инвесторов на объект не пускают, и в четверг, 12 ноября, Арбитражный суд Петербурга и области рассмотрел иск этой компании к ТСЖ «Миллионная, 23». «Гермес» требует обязать товарищество не препятствовать проходу на чердак, однако так и не смог представить доказательства противодействия жителей.
«Мы уже неоднократно пытались попасть на объект, но жильцы нас туда не пускают. Компания не собирается конфликтовать с гражданами, поэтому хотим решить вопрос в судебном порядке», - заявила представитель ООО «Гермес» Наталья Большакова.
Решение по этому делу обещают вынести 14 января: судья Мария Ракчеева потребовала представить доказательства того, что сотрудники «Гермеса» не могут попасть на объект.
Правда, не исключено, что реализовать совместный проект все-таки не удастся: ТСЖ еще в 2007-м добилось в Дзержинском районном суде признания права собственности на крышу дома. Так что потеряв чердак, жилтоварищи имеют все права на его крышу.
«Проект предполагает реконструкцию крыши, которую они не смогут тронуть без нашего согласия», - удовлетворенно отмечает Михаил Беляев.
Марсардные войны
Конфликт на Миллионной, 23, – далеко не единственный в подобном роде. Количество судебных споров между ТСЖ, КУГИ, которое оформило чердаки и подвалы в городскую собственность, и компаниями, которые хотят использовать эти помещения для реализации инвестпроектов, исчисляется десятками.
На состоявшемся в минувшую среду заседании ЗС Петербурга глава КУГИ Игорь Метельский еще раз подтвердил, что практика оформления чердаков и подвалов в городскую собственность прекратилась еще в 2005 году – после вступления в силу Жилищного кодекса РФ.
«Существуют юридические механизмы, позволяющие продолжить эту работу. Однако с учетом сложившегося общественного мнения по данному вопросу, мы решили от нее отказаться», - заявил Игорь Метельский.
Подлинную информацию о том, действительно ли КУГИ перестал оформлять подвалы и чердаки в городскую собственность, получить не удалось. В СПб ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» заявили, что не ведут статистики по количеству подвалов и мансард, проинвентаризированных по заявкам КУГИ.